Сухово-Кобылин Александр Васильевич |
|
1817-1903 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Васильевич Сухово-Кобылин
Сухово-Кобылин, фотография, раскрашенная маслом. СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич (17.11.1817-11.03.1903), русский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Получил философское образование. В 1850 был обвинен в убийстве своей гражданской жены и в течение семи лет находился под следствием (дважды его заключали в тюрьму), сполна испытав произвол и лихоимство космополитизированного чиновничества. Классиком русской литературы Сухово-Кобылин стал как автор трилогии “Картины прошедшего” (опубл. 1869): комедии “Свадьба Кречинского” (1854), драмы “Дело” (1861) и комедии-шутки “Смерть Тарелкина” (1869). В свете драматизма личной судьбы писателя трилогия рисует сатирическую картину чиновничьей жизни: нравственное падение космополитизированного дворянства, разложение судебной власти, нравственная гибель личности и драка мелких хищников между собой. По точному определению А. А. Блока, Сухово-Кобылин соединил в себе Островского с Лермонтовым.
Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817 - 1903), драматург, прозаик. Родился 17 сентября (29 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. В 17 лет поступил в Московский университет на физико-математическое отделение философского факультета. В студенческие годы познакомился с А.Герценом и Н.Огаревым, К.Аксаковым, подружился с ними. Увлекался театром. В 1838 окончил университет и продолжил свое образование в Германии. В течение четырех лет изучал философию в Берлинском и Гейдельбергском университетах, проявив особый интерес к философии Гегеля. В 1850 начинается длинный, растянувшийся на семь лет процесс, за время которого Сухово-Кобылин дважды подвергался тюремному заключению. Его подозревали в убийстве своей любовницы француженки Луизы Симон-Деманш. Следствие не смогло доказать его виновность, но и убийца не был найден, дело было прекращено, но слухи и сплетни преследовали писателя всю жизнь. После всех переживаний, связанных с чиновничьим произволом и судебным процессом, Сухово-Кобылин обратился к литературной деятельности. В 1852 - 54 была написана первая пьеса - комедия "Свадьба Кречинского", основной темой которой стала моральная деградация дворянства, а имя Расплюева ". ..сделалось, ..нарицательным". В 1856 - 61 работал над сатирической драмой "Дело", в которой воспроизводились многие детали пережитого автором судебного процесса. Цензура не пропускала эту пьесу на сцену более 20 лет. В 1869 закончил последнюю пьесу трилогии - "Смерть Тарелкина", в которой объектом сатирического разоблачения стала главная опора государства - полиция. Эту пьесу цензура запрещала более 30 лет. После завершения этого труда Сухово-Кобылин занялся философией: переводил Гегеля, писал собственную "философию Всемира". В последние годы написал два сатирических памфлета, для сцены не предназначавшихся: "Квартет" и "Торжественное соглашение батюшки с миром...". Умер Сухово-Кобылин 11 марта (24 н.с.) 1903 в Больё (Франция). Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Сухово-Кобылин Александр Васильевич [17(29) сентября 1817, Москва – 11(24) марта 1903, Болье, Франция] – русский писатель, философ. В 1838 окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, изучал философию и право в Гейдельбергском и Берлинском университетах. С 1843 служил в канцелярии московского генерал-губернатора, в 1850 вышел в отставку в чине титулярного советника и посвятил себя литературной деятельности. Почетный член Академии наук по отделению словесности (1902). Сатирическая комедия «Свадьба Кречинского» (1855), политическая сатира «Дело» (1861), сатира-гротеск «Смерть Тарелкина» (1869), созданию которых «обязан философии», несмотря на жанровое различие, объединены социальной темой и составляют трилогию, вошедшую в число шедевров мировой драматургии. В центре творчества Сухово-Кобылина – борьба за идеалы справедливости и добра, познание гармонии природы и жизни, в человеке он ценит «деятельность, движение, труд». В 1843–1902 переводил сочинения Гегеля. Найдя «капитальнейшие упущения» в созданной философом картине мира, разработал собственную философскую систему – «Учение Всемир», названную «Введением в спекулятивную философию». Ее основное положение о том, что «мировой процесс совершается по абсолютному, логическому, т.е. божественному закону», не противоречит учению Гегеля об абсолютной идее. Всемир как «высочайшая гармония триединства» включает Логический мир, Природу и Дух, которые «сояты законом золотого сечения». Человечество в комплексе Всемира выполняет роль связки между Природой и Духом. Жизнь Всемира – это бесконечное саморазвитие по законам разума, «движение человечества к Богу». Свои умозаключения пытался подтвердить математическими формулами, ибо «математика и философия суть сестры». Н.М. Северикова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 675.
Сухово-Кобылин Александр Васильевич (17(29).09. 1817, Москва - 11(24).03.1903, Болье, Франция) - мыслитель, драматург, представитель русского космизма. Переводчик Гегеля. Создатель философской системы, соединяющей гегелевскую диалектику и эволюционную теорию Дарвина, которую он называл неогегелизмом или «учением Всемир» В 1899 году в родовом имении Сухово-Кобылина Кобылинка разразился пожар, в результате которого погибла его библиотека и значительная часть рукописей. Сохранившиеся фрагменты, наброски, варианты учения хранятся в РГАЛИ и в настоящее время частично опубликованы. Нынешнее человечество, утверждал Сухово-Кобылин, находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти, завоевать собственным усилием еще две: солярную (солнечную), когда произойдет расселение землян в околосолнечном пространстве, и сидеральную (звездную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение. Это и будет Всемир, «всемирное человечество» - «вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной». Такое звездное будущее возможно лишь при колоссальном эволюционном прогрессе человечества, преобразовании им своей собственной природы. Дальнейшее одухотворение человека связано в мечте Сухово-Кобылина с достижением способности «летания», которое есть как бы отрицание пространства, победа над ним. Изобретение таких средств передвижения, как велосипед, локомотив, для философии - первые шаги к этой будущей свободе и силе, «почин, зерно будущих органических крыльев, которыми человек несомненно порвет связующие его кандалы этого теллурического мира». «Человека технического» сменит «человек летающий». В результате преобразовательного действия, направленного на собственную природу, человек как бы сбросит свою нынешнюю тяжелую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо. Это и есть радикальное переосмысление гегелевского «абсолютного духа», тут обернувшегося реальным человечеством в его грядущей космической судьбе. Однако восхождение и одухотворение человечества идет у Сухово-Кобылина путем беспощадной селекции, «потребления» слабых и неприспособленных форм, и в таком видении эволюционного процесса он прямо опирается на дарвиновские идеи отбора и борьбы за жизнь, перенесенные на человеческое общество, забывая о принципиальном отличии человека от остального животного мира - как существа не только сознательного, но и чувствующего и нравственного. С. Г. Семёнова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 621-622. Сочинения: Философия духа или социология (учение Всемира) // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 52-63; Учение Всемир: Инженерно-философские озарения. М„ 1995. Литература: Семёнова С. Г. «Бесконечное ближение человечества к Богу». А. В. Сухово-Кобылин как мыслитель // Свободная мысль. 1993. №5. С. 105-111.
Сухово-Кобылин Александр Васильевич (17[29].09. 1817—11[24].03.1903), писатель. Родился в Москве в старинной дворянской семье. В 1834—38 учился на философском факультете (физико-математическое отделение) Московского университета. В студенческие годы увлекался театром. Был дружен с К. С. Аксаковым. В 1838—42 изучал философию в Гейдельбергском и Берлинском университетах; проявил интерес к философии Гегеля, сохранившийся на всю жизнь. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы Луизы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом, дважды подвергался тюремному заключению. Хотя следствие не имело доказательств вины Сухово-Кобылина, во время судебного процесса он вынужден был откупаться от вымогателей-чиновников огромными взятками. В итоге дело было прекращено, но светская молва на протяжении всей жизни писателя приписывала ему это преступление. В 1852—54 написана первая пьеса Сухово-Кобылина — комедия «Свадьба Кречинского». Основная тема ее — моральная деградация дворянства. Духовная пустота и цинизм наглого прожигателя жизни Кречинского оттенены его смелостью, находчивостью, азартом игрока. В системе образов комедии Кречинский связан, с одной стороны, с «высшим обществом», от имени которого он выступает в семействе Муромских, а с др. — с лишенным малейших признаков порядочности Расплюевым. Роли положительных персонажей — старика Муромского и Нелькина — написаны сравнительно бледно, фигуры же Кречинского и Расплюева относятся к замечательным созданиям русской комедиографии. Имя Расплюева «…сделалось… нарицательным» (Боборыкин П. За полвека. М.; Л., 1929). Суть расплюевщины — беззастенчивость порока, естественного цинизма, «благодушие зла». «Свадьба Кречинского», бывшая (недолго) под цензурным запретом, появилась на сцене в 1855 в Малом театре. На протяжении 2-й пол. XIX в. комедия почти не сходила со столичной сцены, ставилась и в провинциальных театрах. «Кречинский, — замечал Сухово-Кобылин в предисловии к драме “Дело”, — …правит службу на русской сцене, службу, которая вместе есть и его суд». В 1856—61 Сухово-Кобылин работал над сатирической драмой «Дело» (опубл. в Лейпциге в 1861, тираж 25 экз.). В ней воспроизведены многие детали судебного процесса Сухово-Кобылина, и потому автор в предисловии к пьесе предупреждал, что она представляет собой «сущее из самой реальной жизни с кровью вырванное дело». Из «Свадьбы Кречинского» в новую пьесу перешли некоторые прежние персонажи: Муромский, Лидочка, Атуева, Нелькин. Но если раньше их противником был одинокий светский авантюрист и циничный охотник за богатым приданым, то в «Деле» честному семейству противостояла всемогущая бюрократическая машина. Пьеса обличала чиновничью систему — от министра до писаря. Беспомощность «частных лиц» в этом царстве произвола очевидна. Безысходность основной драматической ситуации определила жанровую природу пьесы. В отличие от «Свадьбы Кречинского», «Дело» не сатирическая комедия, но сатирическая драма; на смену веселому комизму и стремительности развития интриги пришла полная горечи саркастическая интонация, мрачная медлительность движения сюжета. Центральные фигуры «Дела» — Варравин и Тарелкин — искусно оттеняют друг друга. Варравин — вымогатель опытный и жестокий, Тарелкин — менее уверенный, но более жадный, бесстыдный в своем хищничестве. С надменностью и силой Варравина контрастирует трусливость и одновременно наглость Тарелкина. Остальные представители «армии чиновников», от возглавляющего департамент «Весьма важного лица» до «колес, шкивов и шестерен бюрократии», дополняют целым спектром оттенков общую картину коррупции и грабительства. Смерть Муромского придает финалу пьесы трагический характер. Цензура не пропускала пьесу на сцену более 20 лет, позднее она шла с купюрами под названием «Отжитое время». В 1869 Сухово-Кобылин завершил заключительную пьесу трилогии — «Смерть Тарелкина». С двумя предыдущими ее связывали фигуры Расплюева, Тарелкина, Варравина. Но по теме и жанру «Смерть Тарелкина» сильно от них отличалась. Это была первая в русской драматургии пьеса, где объектом сатирического обличения стала полиция. Сухово-Кобылин вторгся в тайную сферу, которая до него оставалась неприкасаемой. Он изобразил картины полицейского произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. То обстоятельство, что в мире откровенного грабежа на видном месте оказался старый Расплюев, явилось находкой автора. Биография беззастенчивого негодяя закономерно увенчивалась должностью квартального надзирателя, мечтающего «всякого подвергнуть аресту», «учинить в отечестве нашем проверку всех лиц: кто они таковы?». В «Смерти Тарелкина» сатира Сухово-Кобылина обрела гротескные формы. Имитация Тарелкиным собственной смерти дала автору возможность смешений комического и трагического, внезапных поворотов действия от повседневных подробностей бытия к фантасмагорическим сдвигам в сферы почти ирреальные. Пользуясь приемами площадного фарса, Сухово-Кобылин создает впечатление крайней бесправности человека в условиях полицейского произвола. Завязав в стенах полицейского участка борьбу между самими вымогателями, Сухово-Кобылин виртуозно ставит персонажей в положения, когда они оказываются разоблачителями и собственных пороков и пороков слоя, их породившего. Смех в этом трагикомическом фарсе звучит зловеще, в нем слышны боль и отчаяние. Цензура запрещала «Смерть Тарелкина» более 30 лет. Только в 1900 в искаженном и урезанном виде под названием «Расплюевские веселые дни» пьеса сыграна в Суворинском театре в Петербурге. В драматургии Сухово-Кобылина наиболее последовательно развита гоголевская традиция. Изучение рукописей Сухово-Кобылина показало, что Тарелкин сперва именовался Хлестаковым, а пьеса «Смерть Тарелкина» имела название «Хлестаков, или Долги». Творчество Сухово-Кобылина высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, который в «Письмах к тетеньке» продолжил «жизнеописание» Расплюева. В н. ХХ в. А. А. Блок с восхищением отзывался о Сухово-Кобылине, «…неожиданно и чудно соединившем в себе Островского с Лермонтовым». После завершения трилогии Сухово-Кобылин занялся философией: переводил Гегеля, писал собственную «философию Всемира». Эти труды сохранились в рукописях, как и 2 сатирических памфлета, для сцены не предназначавшихся: «Квартет» и «Торжественное соглашение батюшки с миром». К. Р. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народ.
Далее читайте:Тур Евгения (Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир) (1815-1892), писательница, сестра Александра Васильевича. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Картины прошедшего. М., 1869; Трилогия. М.; Л., 1927; Трилогия. М. 1966; Квартет // Ежегодник ин-та истории искусств. Театр. М., 1955. Учение Всемир. Инженерно-философское озарение. М., 1955. Литература:Семёнова С. Г. «Бесконечное ближение человечества к Богу». А. В. Сухово-Кобылин как мыслитель // Свободная мысль. 1993. №5. С. 105-111. Архивы:ИРЛИ, ф. 186; РГАЛИ, ф. 438.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |