Стронин Александр Иванович |
|
1826-1889 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Иванович СтронинСтронин Александр Иванович (1826–1889). Русский ученый-социолог, представитель органицизма. Родился в семье крепостного крестьянина, который смог получить вольную для своих детей. Окончил в 1848 году историко-филологический факультет Киевского университета. Работал учителем истории. Составил пособия для “низшей интеллигенции”: “Азбуку”, учебную программу и “Народную энциклопедию”. Состоял в обществе “Земля и воля”. За распространение запрещенной литературы был арестован и сослан в Архангельскую губернию. После ссылки служил чиновником. Основные труды: “История и метод” (1869); “Политика как наука” (1872); “История общественности” (1885). А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Стронин Александр Иванович (20. 02(4.03). 1826, слобода Рокитина Хотмышского у. Курской губ. - 29.01(10.02). 1889, Ялта) - социальный мыслитель, публицист. Учился на юридическом и словесном факультетах Киевского университета, который окончил в 1848 году. Работал учителем истории, был организатором воскресных школ (1848-1862). Являлся полтавским представителем тайной организации «Земля и воля». В 1858 году Стронин встречался с Герценом в Лондоне, пропагандировал его сочинения. Близость к народничеству стало основанием для его ареста (1862) и административной ссылки (1863-1869) в Архангельскую губернию; там он начал заниматься философско-социологическими исследованиями. По возвращению из ссылки служил в Петербурге в Государственном контроле, был присяжным поверенным, председателем съезда мировых судей в Люблинской губернии, юрисконсультом Министерства путей сообщения, действительным статским советником. Стронин полагал, что социальные знания должны развиваться по образцу естественных наук. Примером для него был О. Конт («Аристотель обществознания»), который заложил фундамент социологии. Стронин применял метод аналогии, переносил на общество законы и положения естествознания («История и метод», 1869). Правомерность этой процедуры, по его мнению, вытекает из признания принципа единства мира и основывается на том, что каждая отдельная паука входит в более общую науку. Социальное тело является такой же реальностью, как и тела людей. Вывод об их тождестве делался им на основе якобы однопорядковости их строения, функционирования и развития. Состояния — здоровое и паталогическое, эмбриональное и развитое в одинаковой степени приложимы к ним. Стронин не учитывал, что общество не организм, а социальная организация. Организм подлежит действию законов эволюции и биологического отбора; общество же не только развивается, но и прогрессирует. Стремясь представить статику общества, дать понятие о его строении, Стронин применял элементы математики в социологии (Полемика как наука, 1872). Общество, полагал он, может быть представлено в прямом смысле - графически - в виде конуса или пирамиды. Горизонтальный срез конуса изображал чертежом, в котором малые клеточки - семьи - группировались в большие круги - роды, общины, а эти круги в еще более крупные - земли, страны. Вертикальный срез конуса образует треугольник, который рассекается двумя линиями, параллельными его основанию на три яруса или класса. Верхний из них - аристократия, средний - тимократия и третий, нижний класс - демократия. Две наклонные линии, проведенные от вершины треугольника к его основанию, пересекают все три класса, образуя по три части в каждом; в господствующем верхнем: законодательство, суд, администрация; в среднем - арендаторы, промышленники и банкиры; в нижнем - земледельцы, ремесленники и торговцы. Клеточки разрезанного таким образом на девять частей треугольника изображали сумму главных компонентов общества. Подобные схематизм и механистичность были подвергнуты справедливой критики со стороны Ткачева, Михайловского, Де-Роберти и др. К числу интересных идей Стронина можно отнести его попытку рассмотреть общество в духе структурно-функционального анализа. Он исследовал общество с позиций принципа холизма, как систему элементов, пытался выявить случаи дисгармонии в социуме, условия достижения социального равновесия. В своем последнем произведении «История общественности» (1885) Стронин обратил внимание на важность изучения психологических аспектов общественных отношений. Оценивая «Историю общественности», Кареев отмечал, что ее автор развивает взгляды Конта, Бокля, Литтре, Спенсера и что данная кн. - социологическая попытка терапии исторического прогресса (см.: Кареев Н. И. Чем должна быть история прогресса? // Русское богатство. СПб., 1886. № 1-3). 3. Г. Матюшенко, Н. Г. Самсонова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 614-615.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:История и метод. СПб., 1869; Мир и война. Современные афоризмы. СПб., 1870; Политика как наука. СПб., 1872; История общественности. СПб., 1885. Литература:Лейкина-Свирская В. Р. А. И. Стронин. СПб., 1992; Маркова А. В. Философия политики А. И. Стронина. Нижний Новгород, 1995; А. И. Стронин И. Социология / Сост. А. А. Грицанов и др. Минск, 2003; А. И. Стронин // Большая энциклопедия: В 62 т. М., 2006. Т. 48.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |