Страхов Николай Николаевич |
|
1828-1896 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Николаевич Страхов
Один из основателей почвенничестваСтрахов Николай Николаевич (16.10.1828—24.01.1896), философ, публицист, литературный критик, один из основателей почвенничества. Родился в Белгороде в семье священнослужителя. Отец Страхова был высокообразованным человеком, магистром Киевской духовной академии, преподававшим словесность в белгородской гимназии. Однако отец рано умер, и Страхова воспитывал брат матери, также высокообразованный представитель духовенства, ректор Костромской духовной семинарии. В ней же учился в 1840—44 и Страхов. Уже во время учебы у него появился интерес к точным и естественным наукам, и по окончании семинарии он поступил сначала на математический факультет Петербургского университета, а затем перевелся на естественный факультет педагогического института. Закончив его в 1851, Страхов несколько лет преподавал физику и математику в гимназиях Одессы и Петербурга. В 1857 защитил магистерскую диссертацию «О костях запястья млекопитающих». Однако несмотря на успешную защиту, Страхов не смог занять кафедру зоологии Петербургского университета. Причину, почему вместо Страхова взяли др. человека, не имеющего степени и вообще научных заслуг, объясняли тем, что прекрасный литератор Страхов был прескверным оратором и не произвел впечатления на академическое начальство. Др., видимо, более существенная, причина заключалась в том, что студенты-естественники считались главными нигилистами (вспомним Базарова и др. персонажей русской литературы, списанных с реальных прототипов) и начальство боялось, что назначение на кафедру религиозного Страхова спровоцирует студенческие беспорядки. Впрочем, Страхов уже не стремился к ученой карьере, поскольку начал литературно-публицистическую деятельность. В 1858 он познакомился с известным поэтом и критиком Ап. Григорьевым, а несколько позднее с вернувшимся из сибирской ссылки Ф. М. Достоевским. Страхов сближается с почвенниками, критикует Запад как царство рационализма, отмечает самобытность русской цивилизации. Он становится одним из главных последователей Н. Я. Данилевского и его теории культурно-исторических типов. В 1859 Страхов публикует первую серьезную работу «Письма об органической жизни», в следующем году - «Значение гегелевской философии в настоящее время». В 1861 Достоевский вместе с братом Михаилом и Ап. Григорьевым начали издавать журнал «Время», в который был приглашен и Страхов. Чтобы всецело отдаться работе в журнале, он оставил службу. Статьи Страхова вместе с литературными произведениями Ф. М. Достоевского стали одним из значительных событий в общественно-политической жизни России. Страхов смело вступил в полемику с «Современником» и «Русским словом». 1860-е были временем распространения в русском обществе вульгарно-материалистических взглядов на жизнь природы и человечества (результат упрощенного понимания теории Дарвина). Эти взгляды распространились и на искусство, от которого требовалась исключительно «общественная значимость». Вот против таких примитивных представлений, логично приводящих к нигилизму, и выступил Страхов. Он не побоялся критически отзываться о Герцене, идоле «передовой интеллигенции». Страхов саркастически называл Герцена «отчаявшимся западником», который, оказавшись на Западе, превратился, подобно многим западникам, в «нигилистического славянофила». Однако в 1863, во время польского восстания, именно статья Страхова стала поводом к закрытию «Времени». В апрельском номере Страхов поместил первую часть своей статьи «роковой вопрос», в которой перечислил требования мятежников. Это был его полемический прием - изложить все аргументы своих оппонентов, а затем по пунктам их разгромить. Подобный прием вообще делал Страхова непобедимым полемистом. Но после выхода первой части «Рокового вопроса» знаменитый публицист М. Н. Катков увидел в ней чуть ли не польскую пропаганду. Сотрудник Каткова Петерсон поместил в «Московских ведомостях» (1863, № 109) под псевд. «Русский» гневную статью против «Времени», называя журнал братьев Достоевских орудием польской интриги и требуя закрыть его. Журнал «Время» в результате этого недоразумения был закрыт. Правда, в 1864 в прежнем составе редакции Достоевский и Страхов начали издавать журнал «Эпоха». Однако и этот журнал издавался недолго. Денежные затруднения, вызванные закрытием «Времени», а также ряд др. причин привели к закрытию «Эпохи». Страхов, который практически ничего не заработал за время работы в этих журналах, теперь вообще оказался безработным. В течение 3 лет (1865—67) он жил переводами. Прекрасное знание немецкого языка при основательном владении философскими и естественно-историческими знаниями сделали Страхова ведущим переводчиком соответствующей литературы. Он перевел такие солидные книги, как «История новой философии» К. Фишера, «История материализма» Ф. Ланге, «Жизнь птиц» Брема и др. Страхов не только переводил содержание этих книг, но и стал одним из разработчиков русской естественно-исторической и философской терминологии. В 1867 он смог вернуться к журналистике, став на какое-то время редактором «Отечественных записок», в 1869—71 редактировал журнал «Заря». В «Заре» Страхов поместил ряд статей о «Войне и мире» Л. Н. Толстого. Между ними началась длившаяся вплоть до смерти Страхова переписка и близкое знакомство. Попутно Страхов продолжал заниматься философией, выпустив в 1872 значительную книгу «Мир как целое». Книга содержит систематизированное опровержение вульгарного материализма. В книге Страхов затронул почти все философские проблемы: мир как целостный гармоничный организм, понятия материи, пространства и времени, растительный и животный мир, неживая природа, антропология, логика, этика, эстетика и т. д. Страхов отмечал, что и материализм, и идеализм одинаково впадают в крайности, пытаясь найти единое начало всего сущего либо в материальном, либо в духовном. Но ведь и то и др. может быть понято только в Боге и через Бога. Книга Страхова не вызвала того интереса, который можно было ожидать. Различные позитивисты сделали вид, что книги Страхова не существует, идеалисты типа В. С. Соловьева предпочитали не замечать то, что противостояло их философским системам. В 1873 Страхов наконец нашел постоянную работу по душе, став сотрудником Публичной библиотеки в Петербурге. Впрочем, он продолжал заниматься вопросами науки и образования, являясь членом ученого комитета Министерства народного просвещения. С 1875 он также вновь стал заниматься переводческой деятельностью, работая в комитете иностранной цензуры. Однако возвращение на службу не мешало Страхову активно заниматься публицистикой, он помещал много статей по самым разным вопросам в изданиях национального направления. В 1882—96 вышли 3 тома сборника статей Страхова под общим названием «Борьба с Западом в нашей литературе». Будучи по-христиански скромным человеком, Страхов много сил и энергии отдал увековечению памяти своих друзей. Он организовал издание первого собрания сочинений Ап. Григорьева (1876) со своей вступительной статьей, издал первую биографию Ф. М. Достоевского, опубликовав также ценные воспоминания о великом писателе. 2-томная переписка Страхова с Л. Н. Толстым дает нам истинное, не искаженное толкованиями «толстовцев», мировоззрение этого сложного мыслителя, который при всей своей гордыне все же не был врагом церкви. Страхов скончался в Петербурге, будучи признанным философом, виднейшим теоретиком почвенничества. Поклонниками Страхова, как личности, и во многом последователями его, как мыслителя, были В. В. Розанов, Ю. Н. Говоруха-Отрок, Б. В. Никольский и др. Лебедев С. В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Вернуться на главную страницу Страхова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |