Стебут Иван Александрович |
|
1833-1923 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Александрович Стебут
Стебут Иван Александрович (1833 - 1923), учёный-агроном, педагог, деятель профессионального образования. С 1860 года профессор Петровской сельскохозяйственной земледельческой и лесной академии (ныне МСХА им. К.А. Тимирязева). Способствовал развитию общепедагогического движения в области женского профессионального образования. Был инициатором создания Общества поощрения женского сельскохозяйственного образования (1899), сотрудничал с Постоянной комиссией по техническому образованию РТО. К 1905 году по инициативе Стебута было создано 11 женских школ сельского хозяйства и домоводства, 4 школы молочного хозяйства, 5 приютов, Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы - высшее учебное заведение. В 1896 году предложил проект трёхступенчатой единой системы профессионального образования на основе связи общеобразовательной и профессиональной подготовки. Стебут рассматривал профессиональное образование как обязательную часть общей системы подготовки каждого человека к жизни, трудовой деятельности. В женском профессиональном образовании видел средство эмансипации и социального самоутверждения женщин. Редактор журнала "Русское сельское хозяйство" (1869). Использованы материалы Педагогического энциклопедического словаря.
Становление почвоведаИван Александрович Стебут родился 31 января 1833 года в Великих Луках, входивших тогда в состав Псковской губернии. Отец его, Александр Иванович, горячо любил сельское хозяйство и эту любовь сумел привить и своему младшему сыну. В средней школе Иван Александрович учился в Петербурге. Окончив 2-ю Петербургскую гимназию первым учеником, он пренебрёг полученным им правом поступления в университет и следуя своему влечению и призванию, поступил в 1850 году в Горыгорецкий земледельческий институт, за два года до этого преобразованный в высшее учебное заведение. Иван Александрович окончил институт в 1854 году с выдающимися успехами и был оставлен при институте в качестве младшего помощника управляющего фермой. Одновременно ему было поручено преподавание “Общих понятий о природе” в низшей сельскохозяйственной школе при Горыгорецкой ферме. С этого времени начинается длительная и непрерывная деятельность Ивана Александровича как педагога, научного работника, агронома и общественного деятель в области сельского хозяйства. В период с 1858 по 1860 гг. Иван Александрович находился в заграничной командировке, главная цель которой преследовала подготовка к профессорскому званию в академии, в ходе которой он посетил множество стран и передовых хозяйств далёкого заграничья. По возвращении из командировки, в октябре 1860 г. Иван Александрович Стебут был назначен младшим профессором Горыгорецкого земледельческого института. В институте И. А. Стебут развил энергичную педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. Здесь впервые И. А. Стебут применил в своём преподавании метод собеседования со студентами, который, по свидетельству его учеников, и позднее в Петровской академии привлекал к нему горячие симпатии аудитории. На опытном поле института он начал и свою научную работу, охватившую в дальнейшем все важнейшие вопросы земледелия второй половины девятнадцатого века. В 1863 г. И. А. Стебут приехал в Петербург для сдачи экзамена на магистра при физико-математическом факультете университета. Деятельность И. А. Стебута в Горыгорецком институте была, однако, непродолжительной. В связи в польским восстанием 1863 года институт был закрыт и на его базе организован Петербургский земледельческий институт (позднее Лесной) . Сюда в 1864 году на короткий срок переселился и И. А. Стебут. В 1865 г. он защитил при университете свою широко известную магистерскую диссертацию “Известкование почвы”, в которой вопрос об известковании как средстве восстановления плодородия почвы рассмотрен с большой полнотой. Эта работа имела серьёзное теоретическое и практическое значение для сельского хозяйства на протяжении ряда десятилетий. Высокую оценку диссертации во время её защиты дал выступивший на диспуте А. Н. Энгельгардт, а на одном из заседаний Вольного экономического общества — и наш знаменитый химик Д. И. Менделеев. В сентябре 1865 г. И. А. Стебут был утверждён профессором вновь организованной тогда в Москве Петровской земледельческой и лесной академии, в составлении проекта, положения о которой он принимал самое деятельное участие. Он присутствовал и при открытии Академии 21 ноября 1865 года. В Петровской академии И. А. Стебут возглавлял кафедру земледелия в течение 10 лет, до 1875 года. При этой кафедре читался курс почвоведения, а до 1869 года — и курс ботаники. В этом году профессором Петровской академии был избран К. А. Тимирязев, который и стал читать самостоятельный курс ботаники. С пребыванием в Петровской академии связан период наиболее плодотворной и многосторонней педагогической, научной и общественной работы И. А. Стебута в области сельского хозяйства. Он был любимейшим преподавателем молодёжи. Его интересные лекции привлекали большую аудиторию, состоящую не только из студентов Петровской академии. Слушать лекции часто приезжали студенты Московского университет и других высших учебных заведений. Много внимания уделил И. А. Стебут устройству при академии Сельскохозяйственного музея. Он организовал при музее агрономическую лабораторию, стремясь вовлечь студентов в самостоятельную работу, руководя ею и всемерно способствуя проявлению студентами инициативы. К сожалению, прекрасно организованный музей со своими многочисленными коллекциями и учебными пособиями был уничтожен при пожаре. С начала своей работы в Петровской академии И. А. Стебут приступил к организации опытного поля. На опытном поле проводились испытания сельскохозяйственных машин и орудий, конкурсы плугов, были начаты испытания фосфоритов и ряд других исследований. Опытное поле, при недостатке средств и ещё плохо устроенное, становилось местом серьёзных агрономических исследований. В первый период деятельности И. А. Стебута в Петровской академии был опубликован ряд его научных работ и статей по наиболее актуальным вопросам сельского хозяйства, сельскохозяйственного образования и опытного дела. В это же время И. А. Стебут вёл огромную и разностороннюю общественную деятельность, организовывая сельскохозяйственные выставки, устраивая конкурсы сельскохозяйственных машин и орудий, участвуя в качестве эксперта на многих русских и всемирных выставках, пропагандируя научные знания, способствуя развитию сельскохозяйственного образования, активно участвуя в различных съездах и совещаниях и т.п. В мае 1875 г. И. А. Стебутом было подано прошение об отставке. Он ссылался при этом на состояние своего здоровья, однако для отставки имелись и другие причины. И. А. Стебута не удовлетворял постоянный крайний недостаток средств на оборудование и содержание кафедры земледелия, ухудшившиеся условия работы студентов, и пр. Совет академии принял отставку И. А. Стебута. В 1876 г. произошло разделение кафедры земледелия на два курса и Совет обратился с просьбой к И. А. Стебуту взять на себя преподавание курс частного земледелия и, получив его согласие, избрал его профессором на один год. В дальнейшем избрание повторялось ежегодно. Одновременно И. А. Стебут был избран почётным членом Совета академии, оставаясь одним из ведущих учёных вплоть до её закрытия в 1893 году. Прямым продолжателем И. А. Стебута по курсу частного земледелия стал Д. Н. Прянишников, избранный в 1895 году профессором кафедры вновь открытого вместо Петровской академии Московского сельскохозяйственного института. Методы педагогической работы и традиции кафедры, созданные И. А. Стебутом, были сохранены и развиты его преемниками. Оставив в 1875 г. по состоянию здоровья должность заведующего кафедрой земледелия, И. А. Стебут, не прекращая педагогической и научной работы в Петровской академии, взял на себя управление имением “Кроткое” в Ефремовском уезде Тульской губернии, превратив его в отлично благоустроенное культурное доходное хозяйство. В 1898 г. И. А. Стебут не без колебаний согласился на приглашение министра земледелия занять пост председателя Учёного комитета Министерства земледелия и продолжал руководить хозяйством в “Кротком” . Должность председателя Учёного комитета открыла перед И. А. Стебутом новые возможности в деле проведения его принципов, мыслей и применения его огромного опыта для подъёма сельского хозяйства и улучшения сельскохозяйственного образования. В 1900 г. в связи с организацией всемирной выставки И. А. Стебут был командирован как представитель Министерства земледелия на международный конгресс в Париже. Иван Александрович Стебут умер 20 октября 1923 года в Москве, в девяностолетнем возрасте. И. А. Стебут как учёныйИван Александрович Стебут является гордостью отечественной агрономии и занимает одно из наиболее видных мест в её истории. В течение более чем полувек он был ведущей фигурой в творческом и самобытном развитии русской агрономической мысли. С его именем связаны все наиболее передовые течения в русском сельском хозяйстве на протяжении полувека. Начало научной деятельности И. А. Стебута совпало с необходимостью коренных преобразований в сельском хозяйстве, вызванных отменой крепостного права. Потребовались новые формы и новые методы сельскохозяйственного производства. Запас научных и практических знаний в сельском хозяйстве был тогда крайне ограничен. Материал для научных выводов и обобщений и особенно для практических рекомендаций нужно было черпать в местном опыте и в новых исследованиях. И. А. Стебут не испугался возникших трудностей и один из первых взялся за разработку поставленных жизнью вопросов. Из работ по земледелию и растениеводству следует прежде всего остановиться на капитальном труде “Основы полевой культуры и меры к её улучшению в России” . Этот труд явился результатом переработки и развития мыслей, изложенных в его пяти лекциях, прочитанных на заседаниях Сельскохозяйственного музея в Петербурге и опубликованных двумя выпусками. Первый выпуск, содержавший три первые переработанные лекции, состоял из двух книг, вышедших в 1882 и 1884 гг. Они содержат вопросы, связанные с понятием о хозяйстве, системе хозяйства, о севообороте и с культурой растений парового клина. Две последние лекции, посвящённые культуре растений полевого и лугового клина, остались не переработанными. В “Основах полевой культуры” собран, критически проанализирован и обобщён обширный фактический материал по возделыванию в наших условиях большого числа полевых сельскохозяйственных растений, до этого времени разрозненный и малоизвестный. В этом труде И. А. Стебута рассмотрено большое число приёмов агротехники полевых культур. Из крупных трудов И. А. Стебута в области земледелия и растениеводства, опубликованных в более ранний период, следует назвать две работы под одним названием “Обработка почвы” , в которых по существу предлагается новая система обработки почвы, отличная от применявшейся в тот период системы обработки с участием сохи. Необходимо отметить работу “Возделывание льна” , в которой собран и проанализирован обширный для того времени материал по культуре этого ценного технического растения, затем работу “О посеве вообще и рядовом в особенности” , в которой он выступает пропагандистом перехода к машинному рядовому посеву и работу “Возделывание хлебных зерновых растений” , в которой с большой глубиной рассмотрены вопросы культуры некоторых зерновых растений. В области агрономической химии нужно отметить две крупные работы Ивана Александровича, одной из них является его магистерская диссертация “Известкование почвы” , изданная повторно под названием “Известь, как средство восстановления плодородия почвы” , и большая работа “Гипсование почвы” . Обе названные работы характеризуются глубиной научного анализа и стремлением к зональной оценке приёмов известкования и гипсования. Сюда же следует отнести и некоторые другие, менее крупные работы, как “Истощение и удобрение почвы” и “К вопросу о применении фосфорнокислых туков на чернозёмных почвах” . Ряд работ И. А. Стебута посвящён вопросам лесомелиорации. Сюда прежде всего относится работа “Облесение лощин, укрепление оврагов и обсадка полей в с. Кротком” . Высказанные в ней мысли перекликаются с задачами сегодняшнего дня и в этом смысле не потеряли ни своего значения ни актуальности и в наше время. Ряд работ И. А. Стебута посвящён описанию и оценке работы сельскохозяйственных машин, особенно плугов, которыми он постоянно и глубоко интересовался и настойчиво внедрял их в практику. Нельзя не указать на ещё один крупный труд, выполненный им совместно с А. П. Людоговским, И. Н. Чернопятовым и А. А. Фадеевым. Это двухтомная “Настольная книга для русских сельских хозяев” . Этот капитальный труд явился ответом на многочисленные запросы практических работников сельского хозяйства. Он построен на строго научной основе и содержит суммированный опыт русского сельского хозяйства, пополненный опытом зарубежным. Этот труд может быть назван энциклопедией сельского хозяйства последней четверти девятнадцатого века. Одной из важнейших идей И. А. Стебута, которую он пропагандировал в различных работах, является указание на необходимость порайонного, т.е. зонального применения агротехнических и экономических мероприятий в сельском хозяйстве. Он указывал на большую протяжённость России с севера на юг и с востока на запад, на разнообразие её физических и экономических условий, а в связи с этим и на необходимость зонального построения сельскохозяйственного производства. Для южного земледелия И. А. Стебут придавал исключительное значение вопросу сохранения в почве влаги и притом не только для самых засушливых районов юга и юго-востока, но и для средней чернозёмной полосы. Он говорит о важности для юга ранних и чёрных паров, об опасности глубоких летних вспашек плугом, рекомендуя в этом случае только поверхностное рыхление почвы лущильниками или культиваторами. И. А. Стебут пропагандировал для южных районов переход на глубокую осеннюю вспашку. Ещё в начале семидесятых годов, в результате своей поездки в степные губернии, он пришёл к выводу о ценности для южных районов культуры пропашных растений, в том числе кукурузы, и впервые обратил внимание сельских хозяев на азотособирающее значение зерновых бобовых растений. Обсуждая вопрос об обеспечении хозяйств кормами, он рекомендовал для северной полосы культуру клевера, корнеплодов, посев вики с овсом в парах с навозным удобрением, улучшение лугов. И. А. Стебут обращал внимание на преимущество смесей чистых посевов люцерны и эспарцета со злаковыми травами в южных районах России. Представляет большую ценность его рекомендация использовать для введения в культуру дикие травы местной флоры, имеющие кормовое значение, и в первую очередь для степных районов жёлтую люцерну, донник, тимофеевку степную, и ряд других растений, высевая их также в виде злаково-бобовых травосмесей. И. А. Стебут настойчиво требовал большого внимания к борьбе с сорными травами и посвятил этому вопросу целую книгу с описанием биологии сорных растений и мер борьбы с ними. В интенсивных хозяйствах с повышенной урожайностью он настойчиво пропагандировал применение минерального удобрения, особенно золы и фосфорнокислых туков и прежде всего под сахарную свёклу. Он предложил для некоторых областей (Воронежской, Тамбовской и др.) типовые или “порайонные” севообороты. Настойчиво пропагандировал Стебут ряд предложений по удешевлению производства хлеба, организации краткосрочного кредита, организации элеваторов и др. Не представляется возможным исчерпать перечень разнообразных прогрессивных предложений, выдвигавшихся И. А. Стебутом. Поднятые им вопросы ярко говорят о его большой прозорливости и отличном понимании путей развития отечественного земледелия. И. А. Стебут использовал всё, что было в его время накоплено передовой русской и зарубежной сельскохозяйственной наукой и практикой, и сам стал одним из основателей прогрессивной отечественной науки, сыгравшей видную роль в развитии сельскохозяйственного производства нашей страны. Творчество и научные изыскания Ивана Александровича Стебута навсегда останутся гордостью отечественного земледелия. Использованы материалы с сайта www.temator.ru Картография родословнойРод Ивана Стебута по отцовской линии принадлежит к православным литовским дворянам. Его мать - немка. Сам Стебут - русский. Он родился в Псковской губернии в 1833 году и умер в 1923 году в Петербурге. Иван Стебут - обыватель. Человек обыкновенный. И образование у него не университетское, не столичное. Его «alma mater» - Горыгорецкий земледельческий институт. После этого института нельзя получить местечко в Архиве Министерства иностранных дел. В лучшем случае - это ферма и должность младшего помощника управляющего фермой. И много работы. "Я должен был, - пишет И.А.Стебут, - вставать в 4 часа утра, до 8 обойти поля; в 8 часов, после утреннего чая, я отправлялся в канцелярию фермы, где оставался до 12 часов, когда обедал; с 1,5 часа после обеда до 3 часов я проводил на уроке; с 3 до 8 на полях и по хозяйству, с 8 до 9,5 часов на наряде работ на другой день; потом пил чай и садился писать диссертацию, за которой засыпал только для того, чтобы на другой день снова встать в 4 часа утра. Никогда не забуду того удивления, с которым проснувшись раз утром, нашел свою диссертацию оконченной. Такая работа была мне не по силам..." 1). В 32 года он был утвержден профессором Петровской земледельческой и лесной академии. Внешность Стебута заурядная, не профессорская. Небольшого роста, с окладистой крестьянской бородой, он вряд ли бы выделялся среди деревенских мужиков. Крупные черты его лица бросались в глаза, наверное, потому что Стебут любил носить маленькие, сделанные не без изящества очки. От его кряжистой фигуры веяло спокойствием и уверенностью. В 1871 году Московское общество сельского хозяйства присудило Стебуту золотую медаль. "Это меня крайне поразило, - вспоминает Стебут, - потому что не далее как в моем докладе Всероссийскому съезду сельских хозяев в декабре 1870 года я восставал против наград, присуждаемых обществами своим членам. А потому я, не имея возможности возвратить медаль, что значило бы обидеть общество, возвратил ценность медали, пожертвовал эти деньги на пользу народных училищ частью Московской, частью Тульской губернии". 2) Сознание Стебута не рефлексивно, а соборно, то есть он делает добро и не знает о том, что он это делает. Никакая наука не может заменить тот опыт, который столетиями накапливался крестьянами. Но она и не должна его заменять. Его можно лишь расширить при помощи науки и систематизировать. Народная агрономия как органическая часть народного сознания представляет собой многослойное образование, в котором синкретическим образом представлены различные духовные отражения земледельческой практики. В ней можно выделить по крайней мере три основных уровня, типа знаний: 1) рецептурно-технологическое знание, явившееся изложением предписания к деятельности, то есть описание приемов труда и деятельности субъекта; 2) технологическое знание, сформировавшееся путем описания земледельческих объектов; 3) народная сельскохозяйственная мудрость, рассматриваемая в агрономическом аспекте. Рецептурно-технологическое знание связано с передачей его на личностном уровне от одного поколения к другому, от отца к сыну путем непосредственного рассказа и показа в ходе самой земледельческой деятельности. Сюда относятсянавыки, приемы, рецепты. Не получая словесную форму, они оставались в рамках узких профессиональных групп. Эти знания получали характер сакральной тайны, которая не подлежала распространению. Уже при Петре I регламентом от 1719 года на камер-коллегию возлагалась обязанность «земледелие, скотские приплоды и рыбные ловли по возможности умножать, к приращению приводить...». В «Наказе»- Екатерина II писала: «...He может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении пребывает и нерачительно производится» 3). В ХVIII веке российские агрономы знакомились с основами сельского хозяйства по «Флориновой книге»-, изданной в переводе С. Волкова в 1737 году. Но эта книга рассказывала об опыте, полученном в иных странах, с иным климатом, с несхожими природными и экономическими условиями. Длительное время в России был популярен «Домострой»священника московского Благовещенского собора Сильвестра, жившего в ХУI веке, то есть при царе Иване IV Грозном. Какие-то сведения можно было получить и из замечательного сочинения и.т. Посошкова (1652-1726) «Книга о скудости и богатстве». Правда, издана она была только в 1842 году. Книг и пособий, как видим, у крестьянина было не так уж и много. Их заменял его опыт и традиция. И.А. Стебут в своих лекциях постоянно напоминал о том, что существуют определенные опытом правила в отношениях крестьянина к природе. Например, «Домострой»- это не теория в современном смысле этого слова. В нем формулируется строго определенная норма и образец жизнеустройства человека. В традиционной русской культуре роль такого нормативного предписания играл месяцеслов, то есть календарь. В нем была развита символическая структура языческого, а затем и христианского сознания наших предков. Ведь что такое символ? Это любое природное или социальное событие, которое воспринимается так, что оно никогда не означает то, что оно означает. В месяцеслов, замечает А. Стрижев, «органично были вплетены приметы развития природы, животного и растительного мира, солнечного и лунного цикла, соответствующие правила питания и труда, нормы социальной организации, семейных отношений и почитания предков. Месяцеслов это целостный космос традиционной русской культуры, свод примет, метких речений и нормативов поведения» 4). Благодаря символической структуре сознания крестьянину Древней Руси и средневековья удавалось объединить в одно целое, в один упорядоченный космос ритмы своей жизни и ритмы природы. Например, каждый день церковного года имел свое имя. Он был связан с тем или иным святым и поэтому не отражал, а организовывал совместную жизнь людей под знаком того или иного дня. Месяцеслов указывал время сева, ухода за посевами, уборки урожая. Он отделял рабочие дни от праздничных, когда строжайше запрещались всякие работы. Так, в день Покрова Богородицы (14 октября) предписывалось заканчивать сельскохозяйственные работы. Нов этот же день начиналась вереница свадебных недель. Покров-день покровительствовал девушкам, желающим выйти замуж. По народным приметам, в этот день выпадает первый снег, освящая свадебное убранство невесты. Нарушение трудового ритма и моральных установлений могло поставитьмир на грани хаоса и неустроенности. Для того чтобы в мире и душе был порядок, крестьянину нужно было соблюдать этот ритм и установления. Например, в «Домоcтpoe» сильвестровского извода мы можем прочесть о наставлении отца к сыну: «Благословляю аз грешный... и поучаю, и наказую, и вразумляю сына своего... и его жену, и их чад и домочадцев: быти во всяком христианском законе и во всякой чистой совести и правде... Аще сего моего писания не внемлите и наказания не послушаете, и потому не учнете жити и не токо творити, яко же есть писано, - сами себе ответ дадите в день страшного суда, и аз вашим винам и греху не причастен» 5). «Онтология ума»- наших предков координировала не только естественное течение природных процессов и трудовой ритм, но и общение в миру, с домоустройством, правилами питания и семейных отношений. Более двухсот дней они постились, в том числе в среду и пятницу каждой недели. Соблюдение правил питания является для крестьянина не менее важным, чем соблюдение трудовых ритмов. Если в дни, в которые нужно поститься, употребляется скоромная пища, то эти действия имели для крестьянина эпохи домостроя те же последствия, что и несоблюдение сроков сева и уборки урожая. То есть мир для него рушится и космос теряет свой порядок. Воздержание от пищи сопровождалось брачным воздержанием. Дитя, зачатое в ночь под пятницу, родится, как утверждает народное поверье, злодеем. В постные же дни (среду и пятницу) полагалось воздержание и от некоторых видов женского труда (стирка). Наши предки до18 августа, то есть до Спаса на горе, не употребляли в пищу ни фрукты, ни овощи (за исключением огурцов). Они считали это грехом. Почему? Потому что до 18 августа, дня Преображения, плоды еще не созрели. Они мелки, зелены и некрасивы, то есть продолжают расти и набирать силу. И только с 18 августа на столе появляются овощи и фрукты, ибо, как говорили в народе, «пришел Спас, всему час». У этого обычая есть еще одна сторона. Связана она с традицией, Обязывающей в этот день наделять бедных и неимущих дарами садов и огородов. Эта традиция соблюдалась так строю, что если кто отказывался от исполнения доброго дела, то его считали недостойным общения и мирского сообщества. Нравственно-воспитательное значение имел обычай прощать друг другу обиды в последнее воскресенье масленицы. В день (14 ноября), когда Козьма и Демьян с гвоздем заковывают землю началом зимы, одновременно куются и невидимые цепи нравственных отношений, связывающих семью. В этот день во всяком доме рекомендовалось иметь на столе курицу как символ будущего счастья и плодородия. В синкретическом миросозерцании пересекались линии, которые друг к другу, казалось бы, не имеют никакого отношения. Так, в этот же день святых Козьмы и Демьяна молились о «прозрении ума к учению грамоте». Основной опыт социальной философии нашего народа обобщен в притче о
Правде и Кривде, завершающей космологию «Голубиной книги». «От Кривды земля
восколебелася, - говорится в ней, - от того народ весь возмущается; от
Кривды стал народ неправильный, неправильный стал, злопамятный: они друг
друга обмануть хотят, друг друга поесть хотят» 6). В образе
двух зайцев (серого и белого ) Правда и Кривда ведут вековой спор-борьбу. И
невсегда побеждает Правда. «Было добро, - рассказывается в «Голубиной
книге», - да миновалося. Будет добро, да того долго ждать» 7). Федор Гиренок, Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998 Примечания:1) Балашев л.л. Иван Александрович Стебут. М., 1966, с.32. 2) Там же, с.32. 3) Пономарев Н.В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. СПб, 1888. 4) Стрижев А Экология русской культуры и народный месяцеслов. Человек и природа. М., Знание, 1988, N 8, с.63. 5) Домострой сильвестровского извода. СПб, 1891, с.3. 6) Бессонов П.А. Калики перехожие. М., 1861, т.1, с.305. 7) Там же. 3 8) Известия Северо-западного областного управления сельскохозяйст венного опытного дела. Пг., 1923, вып.1, с.137. Литература:Балашев Л. Л.: Иван Александрович Стебут. М., Наука, 1966. Майсурян Н. А.: Жизнь и труды Ивана Александровича Стебута. — В кн.: Стебут И. А.: Избранные сочинения в 2-х томах, т. 1., стр. 7-34, М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1956.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |