Иосиф Виссарионович Сталин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Иосиф Виссарионович Сталин

1878-1953

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иосиф Виссарионович Сталин

И.В. Сталин. Портрет работы Бориса Карпова.

Сталин (наст. фам. Джугашвили) Иосиф Виссарионович (9(21). 12.1879, Гори, Грузия-5.03.1953,Москва) - советский государственный и партийный деятель. Родился в семье кустаря-сапожника; с 1888 по 1899 годы учился в горийском духовном училище и тифлисской православной духовной семинарии; в 1898 году примкнул к социал-демократическому меньшинству националистической организации «Месамедаси»; исключенный в 1899 году из семинарии, перешел на нелегальное положение профессионального революционера. С 1901 года начал публицистическую деятельность сначала как сторонник «Искры», а затем большевиков. С марта 1917 года - член бюро ЦК РСДРП(б). После Октябрьской революции - нарком по делам национальностей в первом советском правительстве. После VIII съезда партии (1919) вошел в первый состав Политбюро ЦК из пяти членов (Ленин, Троцкий, Л. Б. Каменев, Н. Н. Крестинский, Сталин) и трех кандидатов (Г. Е. Зиновьев, Бухарин, М. И. Калинин).

В апреле 1922 года по инициативе Ленина избран генеральным секретарем ЦК и оставался на этом посту до своей смерти. Уже в дооктябрьский период в деятельности Сталина наметились контуры его особой, расходящейся с ортодоксальным марксизмом и ленинизмом концепции, которая позже в работах русских мыслителей-эмигрантов получила название сталинизма.

В ранней работе «Анархизм или социализм?» (1906-1907) Сталин предложил расширительное понимание задач и функций философии: марксизм мыслился не только как теория социализма (что было характерно для многих теоретиков II Интернационала), не только как цельная доктрина, включающая в себя три главные составные части (философию, политическую экономию и научный социализм), но именно как философская система, которая называется диалектический материализм и из которой социализм «вытекает», логически выводится, причем социализм также считается философским учением. Под диалектическим методом он понимал диалектическую теорию развития бытия; теория же познания отсутствовала, что придавало системе онтологический крен. Философская «система» молодого Сталина - это синкретическое образование, причудливое сочетание объективистского видения мира (когда речь идет о чисто теоретическом, философском его осмыслении) с активистской, часто перерастающей в субъективистскую, а порой в волюнтаристскую, методологией. Сталин выступал как объективист в философии и как субъективист и волюнтарист в практике и политике. У него сложилось утилитарно-прагматическое понимание связи философии с политикой и практикой. Разработку теории материалистической диалектики Сталин не мыслил иначе как на основе и в связи с социалистическим строительством и при беспощадной критике всех противников. Нигилистически оценивал гегелевское философское наследие (чем объясняется его последующее более чем прохладное отношение к «Философским тетрадям» Ленина, в которых Сталин усматривал остатки «непереваренного» гегельянства). В 1938 году был опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)», где имелась написанная Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме». В условиях культа Сталина она необоснованно превозносилась. Между тем в ней все богатство диалектики свелось к четырем «чертам»: 1) всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений: 2) движение и развитие в природе и обществе; 3) развитие как переход количественных изменений в качественные; 4) развитие как борьба противоположностей. Таким образом, Сталин исключил из диалектических законов закон отрицания отрицания. Абсолютизируя борьбу противоположностей, он не ставил вопрос об их единстве. Развитие ограничивалось лишь поступательной формой.

В его представлении и диалектический метод, и материалистическая философия как две составные части диалектического материализма - это учение об одном и том же, а именно о бытии, о внешнем мире, о жизни и о законах («чертах») объективной действительности. Сталин говорил о методе познания, даже о диалектическом способе мышления, но фактически под методом познания он понимал онтологические аспекты мышления и познания, что предопределяло появление в советской философии точку зрения, согласно которой в марксизме вообще нет гносеологии как относительно самостоятельной философской дисциплины.

В 1946 году Сталин, ознакомившись с книгой Александрова «История западноевропейской философии», дал ей отрицательную оценку. Последовала философская «дискуссия» 1947 года, во время которой выступил А. А. Жданов. Дискуссия повлияла на методологию историко-философских исследований в духе беспредельной ее политизации и идеологизации, но стимулировала разработку ряда философских проблем теории познания. Работа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1950) внесла немало путаницы в собственно языкознание, хотя сама по себе постановка в ней проблемы «язык и мышление» способствовала оживлению исследований в сфере гносеологии. В обстановке культа Сталина вышло много книг и статей, где его работы неправомерно превозносились как «гениальные». Однако реальная философская жизнь в СССР даже в 40-е и начале 50-х годов систематически выходила за рамки, очерченные работами Сталина. Критика культа Сталина, развернувшаяся после его смерти, способствовала отказу от ряда догм, ошибочных положений, стимулировала творческие поиски философов.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 604.

Сочинения: Об основах ленинизма. Л.; М., 1925; К вопросам ленинизма. М.; Л., 1926; О диалектическом и историческом материализме (сентябрь 1938). М., 1939; Соч. М„ 1946-1955. Т. 1-13; Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1953; Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952.

Литература: Милюков П. Н. Сталин // Современные записки. 1935. № 59; Федотов Г. Сталинократия // Там же. 1936. № 60; Гак Г. М. Произведение товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме». М., 1945; Вопросы диалектического и исторического материализма в труде И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». М., 1952. Т. 1-2; Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. М., 1990; Квасов Г. Г. Документальный источник об оценке И. В. Сталиным группы академика А. М. Деборина (текст и комментарий) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1992. Вып. 10. С. 188-197; Souvarine В. Staline. Aperfu historique du bolchevisme P., 1935; Deutscher I. Stalin. A Political Biography. L„ 1977; Fischer L. The Life and Death of Stalin. Londres, 1953; Marie J. J. Staline. P., 1967; UlamA. B. Stalin. N. Y., 1973.


Вернуться на главную страницу Сталина

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС