Спир Африкан Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Спир Африкан Александрович

1837-1890

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Африкан Александрович Спир

Спир Африкан Александрович (15(27). 11.1837, имение Маслениновка близ Елизаветграда Херсонской губ. - 13(25).03.1890, Женева) - философ. Участвовал в Крымской войне. Освободил от крепостной зависимости принадлежавших ему крестьян. С 1862 года поселился в Германии, а с 1878 года — в Швейцарии. В молодости начал изучать богословие, но после знакомства с «Критикой чистого разума» И. Канта решил проанализировать проблему соотношения мысли и действительности. Спир - представитель рационалистического направления, ставившего во главу угла вывод очевидных истин из непосредственных данных сознания. Из требований методов Декарта и Канта об опоре на такие данные вытекает критицизм Спира, русская же философия с ее поиском подлинного смысла бытия нацелила его на онтологизм. Отсюда вариант синкретической метафизики Спира, с признанием непосредственной данности я и не-я, т. е. единства внутреннего и внешнего, а также утверждение Бога в качестве не столько Творца, сколько идеала. Природа сама создает порядок вещей, в котором наличествует и зло. Но идеал - то побуждение и та сила, которые позволяют человеку пройти сквозь тварный мир, сохранив в себе этическое начало как доказательство причастности абсолюту. Тем самым скептический онтологизм Спира (так определял его философию Яковенко) сводится к попытке обновления критической философии (так гласит подзаголовок главного труда Спира «Мысль и действительность» (1873) и выходу к основанному на ней подлинному (абсолютному) бытию. Согласно Спиру, существуют 3 его сферы: ноуменальный мир (вещи в себе), феноменальный мир эмпирической реальности (она лежит вне пространства, но подчиняется закону времени) и мир субъективных представлений (он, однако, задает цели моральному поведению, преобразующему реальность). Они различны по природе и не связаны причинно, сосуществуя в поле единого бытия. Философия Спира, с одной стороны, самодостаточна в своем критицизме, а с другой - входит в традицию отечественного философствования с его нацеленностью на поиск идеала (главным образом в сфере этического); эти два взаимоотрицающих ее определения требуют как признания субстанциальности бытия, так и разъединенности его сфер. Чтобы преодолеть эти противоречия, она поворачивается к синкретической метафизике, окрашенной в тона панморализма. Философские искания Спира высоко оценивал Толстой, видя в них четкую обоснованность этики абсолютным бытием, что позволяет человеку пройти незапятнанным через тварный мир.

И. Е. Задорожнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 603.

Сочинения: Deukenund Wirklichkeit. Leipzig, 1873. Bd. 1-2; Беседы о религии. 1883; Очерки критической философии. М., 1901; Об истинном и ложном понимании права. Нью-Йорк, 1919.

Литература: Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1989. Т. 2. С. 352-353.

Спир Африкан Александрович (15[27].11.1837—13[25].03.1890), философ. Родился в семье врача. В ранней юности он был очень религиозен и даже хотел посвятить себя богословию, — но когда прочитал «Критику чистого разума», то решил заниматься только философией. Двадцати пяти лет Спир выехал за границу и, после нескольких лет путешествий, основался (с 1867) в Германии. В 1873 появилась (на нем. яз.) его главная работа «Denken und Wirklichkeit», в 1876 — «Empirie und Philosophic», в 1883 — «Беседы о религии».

Спиром очень увлекался Л. Толстой — его пленяли ясность и четкость феноменализма (критического) у Спира. Спир был строгим последователем Канта, исходной основой философии считал «непосредственные данные сознания». Но разделяя всецело принципы трансцендентализма, Спир не боится принимать реальность «вещей в себе» (как «скрытой основы эмпирических явлений»). Они непознаваемы, но, как чистый трансценденталист, Спир утверждает «родственность» «действующего, формирующего принципа природы с нашим существом». Этот действующий принцип «не может быть предметом опыта, он остается скрытым от нас» — и он и есть подлинная «вещь в себе», обладающая «нормальным способом бытия». Это неожиданное применение морального принципа к характеристике «подлинного» бытия очень типично для Спира. Спир считает, что мир, как система явлений, имеет «abnorme Art des Exi-stierens» — именно в силу того, что здесь все изменчиво. Но отсюда следует, что никак нельзя выводить сферу явлений из «подлинного» бытия. «Безусловное есть норма, а не основание бытия (явлений)», — утверждает Спир. Употребляя религиозные термины, Спир говорит, что Бога нельзя мыслить ни как Творца, ни как Владыку, а лишь как идеал. Спир решительно различает между понятием Бога (как «Безусловной сферы», которая совсем не есть «причина мира», а лишь идеал) и «действующим принципом природы»—и потому считает пантеизм философски неприемлемым. Вообще «Бог, как идеал, и Бог, как Творец, — это только одно и то же слово, но по существу между ними нет ничего общего». Творческая сила в природе («действующая причина») есть основа и зла в природе; зло есть вообще «неизбежная составная часть естественного порядка вещей».

Необъяснимость действительного мира (мира явлений), невозможность пользоваться понятием причины при уяснении связи явлений и Безусловной Сущности — не мешает, по Спиру, считать, что Безусловное есть идеал, во имя которого и должен действовать человек; с этим идеалом мы должны проходить «сквозь» действительное бытие.

Прот. В. Зеньковский

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Очерки критической философии. М., 1901;

Замечательные мыслители Древнего и Нового мира. СПб., 1901.

Deukenund Wirklichkeit. Leipzig, 1873. Bd. 1-2;

Беседы о религии. 1883;

Об истинном и ложном понимании права. Нью-Йорк, 1919.

Литература:

Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1989. Т. 2. С. 352-353.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС