Спиноза Бенедикт, Барух
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Спиноза Бенедикт, Барух

1632-1677

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Барух Спиноза

 

Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Барух или Бенедикт,  знаменитый философ 1632-1677; родился в Амстердаме в семье еврейско-португальских выходцев, за свободомыслие отлучен от еврейской общины; жил уединенно, снискивая себе пропитание шлифовкой оптических стекол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге. Лучшие издания сочинений Спинозы Van Vloten и Land (2-1 издание 1895). Важнейшее сочинение Спинозы "Ethica", "Tractatus de Deo et homine" и "Tractatus theologico-politicus" (1670). Спиноза видит в математике (геометрии) идеал науки, все положения его системы изложены "more geometrico", из аксиом и определений Спиноза делает выводы. Философия Спинозы, имеющая свой источник в Декарте и отражающая на себе влияние древних элеатов и стоиков, представляет сочетание рационализма с пантеистическим мистицизмом. Существует только одна субстанция (Бог), состоящая из бесконечного множества атрибутов. Бог - natura naturans, то есть внутренняя (имманентная) причина всего сущего; мир - самопознание Божества (natura naturata). В двух атрибутах, в коих Божество познается человеком, в протяжении и мышлении, мы имеем дело с тождеством, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей. Человеческое мышление, на низших своих ступенях недостаточное и подчиненное страстям, может и должно возвыситься до адекватного познания вещей в их божественной необходимости (sub specie aeternitatis), а это приводит к высшей добродетели, к "интеллектуальной любви к Богу". Счастье заключается в познании, в успокоении души, исходящим из созерцания Бога. 

В "Теолого-политическом трактате" Спиноза защищает свободу научного критического исследования применительно к библейскому тексту и преданиям. 

"Этика" переведена на русский язык Модестовым (1886) и Иванцовым (1891), "Теолого-политический трактат" А.Вольнским (1885) и Полинковским (1893), "Переписка" Л.Гуревич (1891). Биографию Спинозы смотрите Colerus (1705-1706), Freudenhal (1899 и 1901). 

Малый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон.


Вернуться на главную страницу Спинозы

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС