Спиноза Бенедикт, Барух |
|
1632-1677 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Барух Спиноза
Пантеист и атеистСпиноза (Spinoza, d'Espinosa), Бенедикт (Барух) (1632- 1677) — нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в Амстердаме, в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца его дело, С. одновременно завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствуюшей в Нидерландах кальвинистской церкви. С. стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии Нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Предметом философских исследований С. были проблема субстанции, теория познания, этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Важная философская заслуга С. — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой С. был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции С. считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту, субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога. Данное противоречие С. попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими субстанциями; существует только одна единственная субстанция, которая заключает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; Природа и Бог — едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над Природой; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Изучая проблемы гносеологии, С. выделяет три ступени познания: «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания; познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических отрицаний), — второй уровень, менее истинный; чувственное отражение окружающего мира согласно С. — полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания. Ключевыми в этике С. являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в Природе); соотношения свободы и необходимости. Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; модусы (проявления субстанции — единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости. Свобода — это познанная необходимость. Чтобы достичь большей степени свободы, считает С., человеку необходимо максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего, освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. По этим причинам девиз С.: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 416-418. Вернуться на главную страницу Спинозы
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |