Спенсер Герберт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Спенсер Герберт

1820—1903

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Герберт Спенсер

Спенсер (Spencer), Герберт (27.IV.1820 - 8.XII.1903) - английский философ, социолог, психолог; один из родоначальников позитивизма. Знания приобрел главным образом путем самообразования. Был школьным учителем (1837), инженером на железной дороге (1837-1841); в 1848-1853  годы сотрудничал в журнале "Economist", затем полностью посвятил себя научно-литературному труду. Был близок с Дж. С. Миллем, естествоиспытателем Т. Гексли, писательницей Дж. Элиот, с Б. Вебб.

Спенсер предпринял попытку создать универсальную философию (своего рода «сумму наук»), которую рассматривал как совокупность основных принципов специальных наук, и дал свою классификацию наук. Его главный труд – «Система синтетической философии» ("Synthetic philosophy") - состоит из серии книг: «Основные начала» ("First principles", L., 1862; рус. пер., СПБ, 1897), «Основания биологии» ("The principles of biology", v. 1-2, L., 1864-67; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1870), «Основания психологии» ("Principles of psychology", v. 1-2, L., 1855-72; рус. пер., т. 1-4, СПБ, 1876), «Основания социологии» ("The principles of sociology", v. 1-3, L., 1876-96; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1898), «Основания этики» ("The principles of ethics", v. 1-2, L., 1879-93; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1899). Как философ Спенсер испытал на себе влияние О. Конта, (хотя сам Спенсер отрицал это и по многим вопросам существенно расходился с Контом), а также Юма, Дж. С. Милля. Агностик в теории познания, Спенсер видел задачу научно-философского познания в сведении явлений (основу которых считал непознаваемой) к минимуму наиболее общих принципов. Основной стержень его философской концепции - идея эволюции. Эволюцию Спенсер понимал как определяющий развитие мира универсальный закон «интеграции материи и сопутствующего ей рассеяния движения» («закон сохранения энергии»), как закон равновесия и приспособляемости, господствующий и в природе, и в обществе. Спенсер обосновывал возможность существования науки об обществе (он - один из родоначальников социологии), выступал против теологического понимания истории, против сведения истории к деятельности правителей и полководцев и представлений о неповторяемости исторических явлений (полемизируя, в частности, с английским историком Дж. Фрудом) и настаивал на существовании законов в истории и возможности причинного объяснения исторических фактов. Однако при этом Спенсер переносил на общество категории и понятия, заимствованные из точных и естественных наук, придерживаясь так называемой органической теории развития общества (прослеживая сходство общества с биологическим организмом, он тем не менее не отождествлял их полностью). Социология Спенсера оказала большое влияние на буржуазное обществознание и позитивистскую историографию в Европе и Америке. В поисках материала для своих социологических обобщений Спенсер широко обращался к истории первобытной культуры и внес значительный вклад в ее изучение. Он был одним из создателей эволюционной школы в этнографии (оказал влияние на многих видных ее представителей, в частности на Э. Тайлора); разработал теорию происхождения и развития религиозных верований (древнейшей их формой считал культ умерших и культ предков). Спенсер начал выпуск серии «Описательная социология» ("Descriptive sociology", v. 1-15, L., 1873-1934) - ценного собрания материалов по истории социальных институтов, быта, верований разных народов. Взгляды Спенсера на роль в обществе психологии способствовали становлению социальной психологии. Спенсер отстаивал идею прогресса, понимая его, однако, в духе буржуазно-либеральных оптимистических иллюзий викторианской Англии (выступал как против угрозы торийской реакции, так и главным образом против социалистической идеологии и рабочего движения). В политике крайний индивидуалист, противник всякого государственного вмешательства в частную инициативу, особенно враждебно относившийся к социализму, Спенсер вынужден был, однако, признать, что «социализм» - неизбежное звено грядущей эволюции человечества от «диссоциации» (господства индивидуализма и свободной конкуренции) к «интеграции» (государственное и плановое начала).

И. H. Неманов. Смоленск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Сочинения: Works, L.-N. Y., 1910; в рус. пер. (кроме указ. в статье): Социальная статика, СПБ, 1906; Социология как предмет изучения, СПБ, 1896; Автобиография, ч. 1-2, СПБ, (1914).

Литература: Кон И. С, Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 2; Duncan D., The life and letters of Herbert Spenser, L., 1908; Diaconide Й., Étude critigue sur le sociologie de Herbert Spenser, P., 1938: Kasparzyk L., Spencer, Warsz., 1967.


Вернуться на главную страницу Спенсера

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС