Соловьев Владимир Сергеевич |
|
1853-1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Сергеевич Соловьев
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX ве века. Соловьёв Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва,—31.7(13.8).1900, с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын историка С. М. Соловьёва. После речи против смертной казни в марте 1881 года (в связи с убийством Александра II народовольцами) Соловьёв был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-х годах выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести, против национально-религиозной дискриминации. В 90-х годах занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли, Соловьёв предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Шеллинга) и научный эмпиризм. Эта заведомо противоречивая метафизическая система, подвергавшаяся беспрерывной перестройке, должна была послужить умозрительным «оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифопоэтических мечтаний Соловьёва. Полагая, что «нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии» (Собр. соч., т. 9, СПБ, 1913, с. 97), Соловьёв связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала (за социалистическими учениями Соловьёв признавал лишь относительную общественно-историческую правду). В конце 70-х и в 80-е годов в обстановке поисков путей преобразования России Соловьёв в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-охранительному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Умеренно-реформистские политический взгляды сочетались у него с мистико-максималистской проповедью «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты, и с историософской теорией христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества («Чтения о Богочеловечестве», 1877—1881). Ища практических путей для решения этой «вселенской» задачи, Соловьёв в дальнейшем приходит к теократической утопии, политическим следствием которой оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия «богочеловеческого дела» (см., например, «История и будущность теократии», 1887). Крах этой утопии запечатлен в философской исповеди Соловьёв «Жизненная драма Платона» (1898) и в «Трех разговорах...» (1900). Конец жизни Соловьёва отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии. Космическая тема решалась у Соловьёва нетрадиционно для христианства — на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате «Смысл любви» (1892—1894) Соловьёв развивает мысль о том, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенной космологии Соловьёва созвучны космически-преобразовательные идеи Η. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского. Некоей гармонизации этих двух исходных тем — космической и социальной — призвана служить метафизика Соловьёва: собственно философские доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр «западной философии» как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, Соловьёв противополагает ей в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии — «положительное всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии — «вечной женственности»; стихи «софийного цикла», а также эстетическая концепция Соловьёва оказали влияние на поэзию и теорию русского символизма, многие представители которого видели в Соловьёве олицетворение переломной эпохи (см. А. А. Блок, «Рыцарь-монах», «Владимир Соловьев и наши дни», Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446—54 и т. 6, 1962, с. 154—59; А. Белый, «Арабески», М., 1911, с. 387—94). Соловьёв стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала 20 века: богоискательства и религиозной философии Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и E. H. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка и др. P. А. Гальцева, И. Б. Роднянская. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Собр. соч., т. 1 — 10, СПБ, 1911 —142; Письма, т. 1—4, СПБ, 1908—23; Стихотворения и шуточные пьесы, вступ. ст., сост. и примеч. З. Г. Минц, Л., 1974. Литература: О Владимире Соловьеве, Сб. 1, М., 1911; Трубецкой Е., Миросозерцание Вл. С. Соловьев, т. 1 — 2, М., 1913; Мочульский К. В., В. С. Соловьев, Париж, 1936; История философии в СССР, т, 3, М., 1968, гл. X; Спиpов В. В., Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности, в сб.: Из истории рус. философии 19 — нач. 20 века, М., 1969; Madeу J., W. S. Solowjew und seine Lehre von der Weltseele, Düsseldorf, 1961; G l e i x n e r H., V. Solov'evs Konzeption vom Verhältnis zwischen Politik und Sittlichkeit..., Fr./M., 1978. Вернуться на главную В.Соловьева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |