Сидонский Федор Федорович |
|
1805-1873 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Федор Федорович СидонскийСидонский Федор Федорович [11(23) февраля 1805, с. Архангельское Тверской губ. – 6(18) декабря 1873, Петербург] – русский философ и богослов. Учился в Тверской семинарии, в 1829 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром. В 1835 навсегда удаляется из академии и служит приходским священником; в 1865–1873 внештатный преподаватель философии в Санкт-Петербургском университете, в 1873 приглашается на штатную должность на кафедру богословия. «Введение в науку философии» (1833) Сидонского было первым серьезным исследованием философского познания на русском языке. Согласно Сидонскому, философия прошла три основных исторических этапа: изучение мира, блага и познавательного процесса. Основное средство философствующего разума – построение гипотетических суждений, основная проблема – способ перехода «философских догадок» в ряд «действительных мыслей». Исходный пункт философа не идеи и не общие положения разума (в понятиях разума происходит его опредмечивание), но опыт, понимаемый, однако, не в духе обычного эмпиризма, а в контексте существования «абсолютного в опыте – нашего Я». Метод философии складывается из анализа, синтеза и «метатетики» – постоянного сличения устанавливаемых разумом сверхэмпирических истин с действительностью. Между философствующим разумом и верой нет конфликта или противоречия: источник их един, и принятие истин Откровения сокращает путь рационального познания, который без того был бы значительно длиннее. В.К. Шохин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 529.
Сидонский Федор Федорович (11(23).02.1805, с. Архангельское Тверской губ. - 6(18). 12.1873, Петербург) - богослов и философ. Закончил Петербургскую духовную академию, служил священником в Казанском соборе, затем преподавал богословие в Петербургском университете и в Духовной академии. В своем мировоззрении Сидонский испытал влияние немецкого идеализма, но считал философию эмпирической метафизикой, т. е. подчеркивал первостепенную значимость опыта. В 1833 году Сидонский выпустил труд «Введение в науку философии», задачу последней видел в том, чтобы дать «учебное (т. е. научное) решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и проведенное до определения законов, по каким должна направляться наша человеческая деятельность» (с. 24). В дальнейшем писал историко-богословские, а также языковедческие труды. Философию Сидонский представлял венцом человеческой мысли, имеющей длительную историю Она включает в себя 3 основных раздела: космологию, этику и гносеологию. Гносеология, по мнению Сидонского, предшествует космологии, но та занимает центральное место, задавая смысл активности человека. Что касается познания, то, хотя оно заложено в природе человека, лишь в меру духовного возрастания он видит за внешними явлениями божественные силы; проникая в тайны природы, он одновременно расширяет горизонты познания, ибо все большее число вещей и явлений становится доступным разуму. Бесконечность процесса познания - благо, но лишь тогда, когда признается, что полная истина недоступна познанию и должна дополняться верой. Освещение и выяснение границ познания является функцией самосознания, в котором содержится нравственное начало, проявляющееся в чувстве собственного достоинства, и вера в откровение, убежденность в неприкосновенности религиозных истин. Задача философии поэтому, по Сидонскому, не только создание научных гипотез и поиск общего принципа объяснения явлений жизни, но и его включение в рамки богопознания: жизнь Вселенной рассматривается как исходящая от Бога Философия избегает опасности превратиться в простую (и часто пустую) догадку, лишь когда дополняется откровением. Оставаясь религиозным философом, Сидонский пытался провести демаркационную линию между знанием и верой, философией и религией (он допускал существование «ложной» веры и апеллировал к разуму, чтобы отличить ее от веры «истинной»). При этом он обращался к основам антропологии, утверждая, что потребности веры коренятся в природе человеческого существа, как и потребность знания, что человек не может не стремиться к единению с собой, что этические чувства органично входят в его миросозерцание. По заключению Зеньковского, у Сидонского был бесспорный философский талант, хотя вклад его в собственно философскую литературу невелик. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 561. Сочинения: Об отношении идеального к действительному и обратно // Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т. 26. № 11, 12; Введение в науку философии. Спб., 1833; Генетическое введение в православное богословие // Христианское чтение. 1877. Ч. 1. Литература: Рождественский Н. П. По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций о. Сидонского //Христианское чтение. 187б.№9,10; Шпет Г. Г. Очерк рашития русской философии // Соч. М., 1989. С. 158-172; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2; Абрамов А. И. Духовно-академическая философия в России. М., 2005; Векспер Е. И. Религиозная философия Ф. Ф. Сидонского: опыт реконструкции. Уссурийск, 2007.
Сидонский Федор Федорович (11[23].02.1805—6[18].12.1873), философ, богослов. Родился в с. Архангельское Тверской губ.; из семьи священника. Учился в Тверской семинарии, затем в Петербургской Духовной академии. По окончании академии преподавал там английский язык, а затем получил кафедру философии. В 1833 за кн. «Введение в науку философии» получил полную Демидовскую премию от Академии наук, однако после ее издания был отстранен от заведования кафедрой философии, оставшись священником Казанского собора. В 1834 редакция энциклопедического словаря А. А. Плюшара поручила Сидонскому заведование богословским и философским отделениями. В том же году Сидонский перевел с немецкого языка и опубликовал еще одно философское сочинение — 1-ю часть сочинения Готлиба Шульца «Психологическая антропология, или опытное учение о жизни человека по духовной его стороне». Протоиерей Сидонский состоял священником Казанского собора 44 года (1829—1873), с 1859 — внештатным протоиереем. Сидонский сочетал научную деятельность с пастырской, издал целый ряд заповедей, богословских произведений — в т. ч. «Жизнь Спасителя». С 1835 вел курс богословия в Петербургском университете. С 1856 — академик, с 1864 — доктор философии. Рос авторитет Сидонского в научных кругах. В 1856 он избран действительным членом Академии наук; с 1862 — член Конференции Петербургской Духовной академии. В 1865 приглашен на кафедру философии Петербургского университета на 2-летний срок, который продлевался 3 раза — до 1873, когда Сидонский был единогласно избран на кафедру богословия, которую он занимал до смерти. В кн. «Введение в науку философии» Сидонский сетует на «слабое изучение философии в нашем Отечестве», отмечая, что «самостоятельных произведений почти и вовсе не видно». Он ставит цель — «объяснить всю важность философии, обнадежить в благонамеренности ее при ее истинной и должной постановке». Сидонский исходил из тезиса «об уместности философских исследований, но при всем владычестве веры». Выступал за соединение философии и религии, науки и веры в «развитых умах». Считал, что «сыны России, призванные давать мир народам своим мужеством», должны дать прочное основание миру в области умозрения. При этом Сидонский следующим образом формулирует отношение к умственным произведениям «народов, предваривших нас на поприще образования»: «Они ожидают от нас спокойнейшей обработки, чтобы принять новую, благороднейшую форму. Гений славян должен со временем и на них положить печать своего величия». Касаясь проблемы национальной философии, он писал: «К сожалению, в самом Отечестве мы не успели еще с именем философии соединить драгоценных воспоминаний; о философии мы знаем только по слухам или отголоскам чужеземным; удивительно ли, что она с трудом только может найти себе выход? — на средине между богатым жизнью, но бедным собственной деятельностью Востоком и изыскательным, самостоятельным Западом — мы, противопоставив сначала элемент неподвижности, впоследствии, м. б., через меру увлеклись силой быстротечного Запада. Поймем свое значение — удержим средину, которая указана нам природой. Познание природы человеческой, как разлилась она доселе, должно предохранить нас от неумеренного стеснения ума и от безмерного послабления порывам своего воображения». Вместе с тем Сидонский подчеркивал общечеловеческий характер философии: «Философия, как и самый ум, не принадлежит одному какому-либо частному лицу, но целому человечеству. А следовательно, и понятие о ней, верное и полное, может быть составлено только с голоса целого человечества. Философы различных времен — суть как бы орган человечества, представители его усилий развить естественный нам образ мыслей. Сидонский несомненно находился под влиянием немецкого идеализма, но в его построениях всегда отводится большое место опыту, что дало повод считать Сидонского — без достаточных оснований — последователем английского эмпиризма. Сидонский действительно понимает философию как «эмпирическую метафизику» (что приближается к современному понятию «индуктивной метафизики»). Философия должна исходить из опыта (в частности — из внутреннего опыта), но от опыта она должна восходить к разуму. На этом пути («эмпирической» метафизики) нет оснований, по мысли Сидонского, бояться разногласий с истинами веры, т. к. откровение и разум одинаково имеют своим источником Бога. «Проверка» религии знанием никогда не может, по его мнению, расшатывать истин разума. Самое стремление к монизму, характерное для разума, определяется устремлением к Богу как всеобъемлющему единству. Сидонский различает в философии 3 основные темы: 1) космологическую; 2) моральную; 3) гносеологическую. Центральное положение занимает, по его мнению, космология; гносеология же является только пропедевтикой для космологии. Но не внешний опыт должен быть основой философии, ибо внешний опыт определяет «содержание» бытия, но не его «источник». Разум, чтобы действовать, должен быть в «таинственном единении с сущим (т. е. с природой. — В. З.) и Первосущим». «Философия, — думает Сидонский, — хочет встретиться с Божеством; в разуме есть некоторое предчувствие того, что мы находим в Откровении и потому разуму и надлежит искать свою опору в Откровении. От отвлеченного мышления разум должен восходить к религиозному созерцанию (мышление тогда становится, по выражению Сидонского, «подразумевательным», — и тогда разум может постигать «таинственный образ бытия и происхождения предметов»). За этими достаточно туманными словами нетрудно все же увидеть отражения трансцендентализма. Сидонский его своеобразно перерабатывал — учил о «переходе разума в жизнь предмета»; разум есть «сокращение жизни вселенной в бытии идеальном». Впрочем, Сидонский постоянно возвращается к мысли о «проверке» построений разума в опыте. П. А., В. З. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Об отношении идеального к действительному и обратно // Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т. 26. № 11, 12; Введение в науку философии. Спб., 1833; Генетическое введение в православное богословие // Христианское чтение. 1877. Ч. 1. Литература:Рождественский Н. П. По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций о. Сидонского //Христианское чтение. 187б.№9,10; Шпет Г. Г. Очерк рашития русской философии // Соч. М., 1989. С. 158-172; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2; Абрамов А. И. Духовно-академическая философия в России. М., 2005; Векспер Е. И. Религиозная философия Ф. Ф. Сидонского: опыт реконструкции. Уссурийск, 2007.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |