Валериан Владимирович Сидамон-Эристави |
|
1889-1943 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Валериан Владимирович Сидамон-ЭриставиВалериан Владимирович Сидамон-Эристави (1889-1943) принадлежит к числу тех художников, которые обеспечили живую связь грузинской советской живописи с лучшими традициями искусства рубежа XIX-XX веков. Творческая деятельность художника была весьма разнообразна. Он работал над созданием тематических картин и портретов, в театрально-декорационном искусстве и книжной иллюстрации, в течение многих лет преподавал в Тбилисской Академии художеств. Особенно велики заслуги Сидамона-Эристави в области исторической живописи. Он явился одним из основоположников этого жанра в грузинском искусстве. Художник родился в кахетинском селении Кварели. У него рано проявились способности к рисованию. В 1907 году он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался почти восемь лет. Среди учителей начинающего художника были ведущие русские живописцы А. Архипов, А. Васнецов, Н. Касаткин. В 1915 году Сидамон-Эристави, закончив свое художественное образование, возвращается в Грузию. Примечательно, что в это время в Грузии сложилась целая плеяда молодых художников, стремившихся, используя наиболее интересные открытия искусства начала XX века, создать национальную по содержанию и форме живопись. Поначалу Сидамон-Эристави поселяется в родной Кахетии, зарабатывая на жизнь преподаванием рисования, затем переселяется в Тбилиси, где принимает активное участие в деятельности Общества грузинских художников. Художник сотрудничает в газете "Сакартвело", на страницах которой регулярно печатаются его рисунки (карикатуры, бытовые сцены, аллегорические и исторические композиции); в 1922 году оформляет спектакль "Овечий источник" в театре им. Руставели. Этот спектакль, оригинально поставленный выдающимся режиссером К. Марджанишвили, стал этапным событием в истории грузинского театра. На рубеже 10-20-х годов Сидамон-Эристави создает ряд интересных портретов. Очень много для понимания творческих устремлений художника дает "Автопортрет", хранящийся сейчас в Государственном музее искусств Грузии. В "Автопортрете" мастер обошелся без изображения профессиональных атрибутов. Он подчеркивает в лице самое характерное: необычную форму больших глаз, крупный нос с резко очерченными ноздрями, прихотливый рисунок губ, острый изгиб скул, напряженный взгляд, обращенный к зрителю. Поза фигуры несколько нарочита и неустойчива. Художник видит себя натурой романтической, аристократически утонченной и исключительной. В изобразительном решении мастер стремится к значительному обобщению форм. Он использует эффектные приемы, сопоставляя подчеркнуто объемные, как бы вычеканенные формы в изображении головы и плоскостно трактованную одежду. Важную роль в картине играет статуэтка на переднем плане, представляющая двух музицирующих грузинок в национальных одеждах. Эта деталь призвана указать на связь художника с национальной культурой. Кроме того, яркое декоративное пятно статуэтки, контрастирующее со строгим письмом фигуры, создает чисто живописную "интригу", придающую образу остроту. Изобразительные приемы Сидамона-Эристави часто прямо заимствованы у ведущих русских живописцев начала века. Однако, указав на происхождение приемов, надо отметить, что пользуется ими грузинский художник с незаурядным мастерством, проявляя несомненный живописный талант. Отметив успехи Сидамона-Эристави в портретном жанре, нельзя не сказать, что главной все же для него была историческая живопись, интерес к которой сложился еще в студенческие годы. Как известно из свидетельств современников, художник по возвращении в Грузию писал иконы с изображениями грузинских исторических деятелей, причисленных к лику святых. Начиная с 1917 года, живописец создает ряд больших картин, посвященных событиям национальной истории. Среди них наиболее значительны работы "Царица Тамара", "Первое сражение Ираклия II с лезгинами", "Крцанисская битва". Художника не интересует ни психология исторических личностей, ни внутренний драматизм исторического события. Он подходит к истории как патриот, стремящийся вдохновить сограждан героическими подвигами предков. Поэтому историческое событие на картине Сидамона-Эристави предстает в виде романтизированной легенды. Характерно, что некоторые свои произведения художник снабжал подробными пояснительными текстами. В создании впечатления театральной условности, возникающего при рассмотрении исторических композиций, большую роль играет красиво придуманный колорит, в котором доминирующий сине-фиолетовый фон сочетается с яркими пятнами красного и желтого. В середине двадцатых годов в творчестве Сидамона-Эристави происходят существенные изменения. Одним из первых среди грузинских художников он обращается к историко-революционной теме. Он пишет такие работы, как "Восстание гурийских крестьян", "Убийство Кецховели". Изобразительная манера художника становится более натуралистической, историческое событие показывается с большей долей реалистической достоверности. Эти изменения, характерные для советского искусства в целом, позволили Сидамону-Эристави в тридцатые годы попробовать свои силы и в современной теме, в его творчестве появляются сюжеты, посвященные Красной Армии и индустриализации. В обращении к современности важную роль сыграл и тот факт, что в течение ряда лет мастер являлся главным художником грузинского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. На крупнейших художественных выставках экспонируются картины "Бакинские нефтепромыслы", "Орджоникидзе среди нефтяников-стахановцев", вызывая полное одобрение критики и публики. Однако зритель нашего времени, вероятно, оценил бы эти работы более строго. Творческая судьба Сидамона-Эристави во многом типична. Она началась в атмосфере поиска и эксперимента, характерного для искусства рубежа веков, получила своеобразное развитие в сложной художественной ситуации двадцатых годов и нашла свое завершение в тридцатые годы, когда художник полностью подчинил свой талант воплощению социальных идеалов эпохи. Использованы материалы статьи А.Лидова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |