Сергий РАДОНЕЖСКИЙ |
|
1322-1392 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергий Радонежский
Сергий Радонежский, в миру Варфоломей (1322, с. Варницы близ Ростова Великого - 25.09.1392, Троицкий монастырь близ Радонежа, ныне Свято-Троицкая Сергеева лавра, г. Сергиев Посад, Московская обл.) - основатель и игумен Троицкого монастыря, православный подвижник, канонизирован в 1422 году. Родился в боярской семье. В молодые годы Варфоломей поселился на холме Маковец около Радонежа в северной части Московского княжества, построив вместе с братом келью и церковь; в 1340-х гг. принял постриг с именем Сергий. Постепенно к Сергию Радонежскому стали собираться люди, искавшие авторитетного руководства на иноческом пути; в течение 1340-х годов вокруг него собралась небольшая община, избравшая его настоятелем. В 1354 году Сергий Радонежский был рукоположен в иеромонаха и возведен в сан игумена. В 1360-1370-х годах Сергий Радонежский содействовал патриарху Константинопольскому Филофею в утверждении в русских монастырях общежительного устава, предусматривающего равенство всей братии (включая игумена) в имущественных правах, запрет на частную собственность, совместный труд и молитву, общий стол. Наравне с физическим трудом для братии обязательно чтение или иная форма интеллектуальной работы (переписывание книг и т. п.). Сергий Радонежский и его ученики основали целый ряд общежительных монастырей, в самом Троицком монастыре переход на общежительный устав вызвал конфликт, вследствие которого Сергий Радонежский на несколько лет покинул Маковец, основав Благовещенский монастырь на р. Киржач. В середине 1370-х годов, после возвращения в Троицкий монастырь, Сергий сблизился с князем Владимиром Андреевичем, владельцем Радонежа, и великокняжеской семьей. В дальнейшем поддерживал великого князя Дмитрия Ивановича (Донского), благословляя его накануне сражений и исполняя дипломатические поручения, связанные с укреплением единодержавия. В мае 1389 года Сергий в качестве духовника свидетельствовал завещание Дмитрия Ивановича. В то же время, сочувствовал политическому оппоненту Дмитрия, исихасту митрополиту Киприану, стремившемуся сохранить единство общерусской митрополии в противовес вражде Московской Руси и Великого княжества Литовского, расколовшей Русь на две немирные территории. Главная черта Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых святых Русской церкви, - смиренная кротость. Всеми силами он избегал славы, чинов и церковной власти. Соблазн «первого места» среди людей едва ли не равен для него демоническим соблазнам, которые он испытал в первые годы своего пустынножительства. В монастырской жизни Сергий Радонежский вдохновлялся идеалом нищеты Иисуса Христа в дни Его земной жизни и христианским образом Любви - триипостаспым единством Бога; аскетический отказ от лишнего имущества имел своей целью достижение абсолютной незамутненности и простоты жизни как в бытовом, житейском, гак и в духовном плане. Подвижничество Сергия Радонежского способствовало расцвету русской религиозной культуры XIV-XV вв.; духовная традиция Сергия Радонежского влияла на формирование гения иконописца Андрея Рублева. Сергий Радонежский пробудил монашеское возрождение, хотя и не был исихастом в строгом смысле слова. Он оказал также влияние на общественно-политическую жизнь своей эпохи, но не участие в конкретных политических событиях, а его общее благотворное воздействие на церковь, общество и культуру закрепили за Сергием Радонежским имя национального героя. И. В. Семененко-Басин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 556. Литература: Жизнь и житие Сергия Радонежского / Сост. В. В. Колесов. М., 1991; Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 10 (1992); Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998. Т. 2; Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998; Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 6; Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Он же. Собр. соч.: В 12 т. М., 2000. Т. 8; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, СПб., 2007; Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2004; Зернов Н. М. Сергий Радонежский - устроитель Руси. СПб., 2010; Никон (Рождественский), архиеп. Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. М., 2011; San Sergio е il suo tempo / A cura di N. Kauchtschischwili e A. Mainardi. Bose, 1996. Вернуться на главную страницу Сергия Радонежского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |