Серебряков Геннадий Викторович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Серебряков Геннадий Викторович

1937-1996

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Серебряков Геннадий Викторович (30.01.1937—15.03. 1996), поэт, сын офицера, принявшего первый бой с гитлеровцами в июне 1941 на западной границе. В годы войны отец его В. А. Серебряков был начальником штаба партизанской бригады в брянских лесах, где и погиб в бою с фашистами. Верность заветам и боевой славе отца Серебряков пронес через все свое творчество. Его поэзия, честная, чистая, пронизанная солнечным светом добра и любви, патриотизма и неприязни к злу, сверкает высоким, подлинно русским словом. Он отменный мастер любовной лирики, в художественную ткань которой врывается сарказм, едкая ирония с едва прикрытым подтекстом. Таковы стихотворения «Постояльцы», «Черные полковники» («И вот они добрались, соколы, // До тех высот, где ангелы поют. // И ордена, и звания высокие // Спеша друг другу шумно раздают»), «О дроздах» («Над рябиновым стягом, // Над молчаньем воды, // Вновь разбитной ватагой // Закружили дрозды. // Облепили, куражась, // Куст рябиновый весь: // Ненасытная жадность // И завидная спесь…»). Тут речь, конечно, идет не о птицах, а о «господах», с названием которых рифмуется слово «дрозды». Или строка: «И наглого козла соседка в сердцах ругает “Собчаком”». Во многих стихах Серебрякова воспевается героизм, патриотический подвиг («Довоенная песня», «О, где мальчишкам мужества набраться» и др.). Часто поэт обращается к героическому прошлому русского народа («Стою у поля Куликова», «Боброк», «Мамай» и др.). Горбачевскую перестройку и ельцинские реформы поэт встретил с резким неприятием, что нашло отражение в его стихах («Россию, распиная, продают», «Не все за деньги продается»). Поэзия Серебрякова созвучна музыке, в его стихах уже заложены мелодии. Популярна песня «Разговоры, разговоры, сердце к сердцу тянется. Разговоры стихнут скоро, а любовь останется». И этим священным чувством любви пронизано все творчество Серебрякова.

И. Шевцов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Серебряков Геннадий Викторович [30.1.1937, Акмолинск Казахской ССР - 16.3.1996, станция Семхоз, под Москвой] — поэт, прозаик.

Родители Серебрякова родом из окрестностей знаменитого с.Палех, из крестьянских семей, приобщившихся к живописному делу: дед Серебрякова по отцу — потомственный богомаз, по преданию, и фамилия раньше звучала как Сереброковы (ковали серебряные оклады для икон). Отец Серебрякова, Виктор Алексеевич, мальчишкой убежал на фронт, стал красным командиром, чапаевским бойцом. Окончив командирскую школу, служил в дальних гарнизонах, в основном пограничных. Геннадий родился во время одного из переездов семьи, прямо в пути, а зарегистрировали его в г.Акмолинске. Отечественная война застала семью на западной границе, с последним эшелоном мать с детьми успели эвакуироваться. Детство Серебряков прошло в дедовской деревне Смертино в 5 км от Палеха.

Отец погиб на фронте. Пройдя более полутора тысяч километров, раненный в обе ноги, по вражеским тылам от границы до Брянщины, он стал начальником штаба партизанского соединения. «Партизанскому Суворову» — так звучит надпись на его обелиске. Сын узнал о фронтовой судьбе отца много позднее, из рассказов однополчан. Тема памяти о войне станет в его творчестве одной из главных и патриотически насыщенных.

Окончив индустриальный техникум, Серебряков работал на текстильных фабриках Поволжья. Стихи начал писать рано. Но серьезное увлечение пришло, когда в 1950-е поехал на целину, оттуда послал тетрадку стихов в Литературный институт, куда позже поступил учиться. Первые книги вышли в начале 1960-х. Материалом их служили жизненные впечатления, а пафос определялся атмосферой времени — безрассудным энтузиазмом молодых покорителей природы: «И я, прямой, как просека, сквозь заросли иду» («Просека», 1954); «В могучую грудь степную / Вбивается первый кол» («Целина», 1957).

Большую роль в самоопределении поэта сыграла журналистская работа: начинал Серебряков в шуйской городской газете «Знамя коммунизма», ивановской молодежной газете «Ленинец» (там и появились его первые поэтические публикации), позже работал в «Комсомольской правде», журнал «Молодая гвардия», входил в редколлегию «Нашего современника».

Публицистичность, гражданственность сразу определили его поэтическую индивидуальность. Идеологическая прямолинейность, патриотическая риторика часто перевешивали в его стихах 1970-80-х живую лирическую интонацию. Названия его стихотворений этого времени напоминают заголовки передовиц («Баллада о Серпе и Молоте», «Баллада о комиссаре»), а темы — политинформацию. Показательно такое признание: «мир разделен на белых и на красных / Есть цветовые гаммы, есть оттенки. / Но мир я вижу все-таки контрастным». Демократизм стиля и стиха сделал некоторые его поэтические произведения песнями («Гуси-лебеди», «Разговоры», «Любит — не любит»).

Живая лирическая стихия вырывалась наружу в пейзажной лирике, рождая запоминающиеся, незаемные образы и разнообразные интонации: «Снова закручинилась неясыть, / Плачет над пугливою водой» («На душе тревожно и неясно...», 1975); «В ресницах из рыжей осоки / Озерные стынут глаза» («Как будто бы неба осколки. ..», 1966); «Оранжевым конем стреноженным / Пасется солнце на лугу» («Вновь душу что-то растревожило...»); «Кудрявый и смуглый, как Пушкин / Кленок у дороги стоит» («Дорога на Болдино», 1971); «Пчелы дикие кружат. / Чернобылом горчит. / И хронометр кузнечика / Чутко / В травах стучит» («Вот и лета макушка...», 1978). Но порой и в этой теме поэт не избегал идеологической «нагрузки» («Маки»).

В творчестве Серебряков достаточно большое место занимают опыты в жанре поэмы. В них Серебряков идет по пути сочетания исторического со злободневным, биографического с беллетристическим («Первопроходцы» (1969-72); «Фронтовики» (1974-75). В этом ряду выделяется поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони» (1971-76), умело расцвеченная оригинальной метафорической образностью: «когда же копытами кони / Ударили в сердце твое?»; «багряные краски мечты... пылающие, лихие, с расплавленным солнцем в крови».

Книга «Соловьи на снегу» (М., 1988) стала последней прижизненной книгой Серебрякова и ярко обозначила драму его поколения, не желающего отрекаться от своих идеалов. Публицистичность и риторика поэзии Серебрякова возрождаются в новом ракурсе: «Отечество не выбирают, / Отечеству принадлежат» («Заклинание»); «Припадут к лесной отчизне сердцем, / Чтоб ее от стужи отогреть» («Соловьи на снегу»). В то же время на этом общем фоне нельзя не заметить настоящих поэтических находок: «Вновь Россия едет, едет... / Но куда? / Куда? / Куда?!» («На вокзале»); «В глазах мировая тоска... / Лишь детство анютиных глазок / На строгом сукне сюртука» («К портрету Батюшкова с цветком в петлице»); «Как угли кисти распалила / И над собою подняла» («Рябина»).

Серебряков пробовал себя и в прозе. В 1985 он издал исторический роман о поэте-воине Денисе Давыдове. В последние годы начал работу над романом на близкую тему о старшем сыне Пушкина, Александре, профессиональном военном.

Растерянность и горечь жизненных итогов, творческая невостребованность новым временем звучит в поздних поэтических признаниях Серебрякова: «Сижу, в ладони уронив чело, / И об одном лишь думаю устало, / О том, как быстро прошлое ушло, / А будущее / Так и не настало».

К.И.Шарафадина

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.320-322.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Просека: стихи. Иваново, 1963;

Полюс радости: Новая книга стихов. Ярославль, 1965;

Наедине с Россией: Книга стихов. М., 1969;

Именем любви: Книга лирики. М., 1976;

Дым Отечества: Книга стихов. М., 1977;

Ситцевая радуга. М., 1980;

Солнечные кони: поэма. М., 1982;

Полдень. М., 1984;

Денис Давыдов: роман. М., 1985;

Избранное: Стихотворения. Поэмы. М., 1987;

Соловьи на снегу: Стихотворения и поэма. М., 1988.

Литература:

Таганов Л. Вокруг «лирической обоймы» // Молодые о молодых. М., 1974. С.246-251;

Таганов Л. На поэтических меридианах. Ярославль, 1975. С.94-104;

Сердюк В. Отчая земля. Ярославль, 1978. С.100-116;

Шевцов И. Светлый талант // Литературная Россия. 1997. №9;

Между прошлым и будущим: Посмертная книга стихов. Воспоминания друзей. Иваново, 1998.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС