Серафим (Соболев) |
|
1881-1950 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Серафим (Соболев) (1881-1950), епископ Лубенский, назначен Зарубежным Синодом управляющим православными церквами в Болгарии, идеолог русского православного монархизма, автор книги “Русская идеология”. + + + Серафим (Соболев), архиепископ (1881—1950), Управляющий Русскими православными общинам в Болгарии, идеолог русского православного монархизма. В своем главном труде «Русская идеология» (1939) писал: «Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный царь — Помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа. Не будем смущаться столь распространенным, к сожалению, среди нас мнением, что самодержавный царский строй в России будто бы уже изжил себя. Это мнение направлено против Священного Писания с целью уничтожить спасительное его на нас влияние. Ведь царская самодержавная власть в России была основана на словах Священного Писания. А эти слова являются глаголами вечного живота (см. Ин. 6, 68). “Дух есть иже оживляет, — сказал Господь, — плоть не пользует ничтоже. Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть” (Ин. 6, 63). “Живо бо слово Божие, и действенно, — говорит св. ап. Павел, — и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным” (Евр. 4, 12). Отсюда будет в высшей степени неразумно с нашей стороны, если мы скажем, что слова Священного Писания изжили себя. Но точно так же неразумно и мнение, что царский самодержавный строй изжил уже себя. Если слово Божие всегда должно быть для нас действенным, всегда жизненным, всегда спасительным, то и царский самодержавный строй России, как основанный на слове Божием, должен быть для нас всегда жизненным и спасительным. Мнение о нежизненности царской власти противоречит и самой жизни. Действительность говорит, что самодержавная власть русского великого князя и царя собрала воедино все подвластные им племена и народы в один могущественный государственный организм. Эта действительность показывает, что при содействии самодержавной власти Россия достигла небывалого и изумительного развития в своей культурной жизни во всех ее областях и сделалась самым могущественным государством сравнительно с теми европейскими державами, в основе которых была не самодержавная, единоличная, а парламентарная власть». + + + Серафим (в миру Соболев) (1[13].12.1881—26.02.1950), архиепископ, идеолог православной монархии. Родился в Рязани. Закончил Петербургскую Духовную Академию. Начал работать в Житомирском Пастырском училище. Служил на ниве духовного просвещения в Калуге, Костроме и Воронеже. В последнем был ректором духовной семинарии, которую превратил в образцовую. В 1920 рукоположен в Симферополе в епископский сан. Вскоре еп. Лубенский Серафим (Соболев) вынужден выехать в Болгарию, где митр. Антоний (Храповицкий) назначает его управлять русскими приходами. В 1934 Серафим (Соболев) получает сан архиепископа от Синода Русской Православной Церкви за границей. В 1937 удостоен звания магистра богословия за свой фундаментальный труд о софианской ереси прот. Сергея Булгакова. В 1945 после занятия Болгарии Красной армией не уехал из страны, перешел под юрисдикцию Московской Патриархии. В 1948 участвовал во Всеправославном совещании глав и представителей Православных Автокефальных Церквей в Москве, выступив с обличением экуменизма. Духовное воздействие владыки Серафима на Болгарскую Церковь и болгарское духовенство можно сравнить с могучим воздействием, которое оказал в Сербии митр. Антоний и которое привело там к подлинному возрождению во всех областях церковной жизни. Еп. Серафим с ревностью исполнял свои архипастырские обязанности: служил в храмах, проповедовал, рассматривал прошения, посещал приходы, ездил на заседания Архиерейского Синода в Сремские Карловцы, заботился о больных и бедных, помогал голодающим русским инокам на Афоне, принимал нуждающихся в его советах и помощи. Не забывал Владыка Серафим русские общественные организации: присутствовал на собраниях, наставлял, подсказывал верное направление и критиковал отклонения, стремясь к утверждению везде строгого православного духа. Большинство русской эмиграции в Болгарии состояло из людей, настроенных монархически и консервативно, которые сделали верные выводы из перенесенных испытаний, а именно — Россию к катастрофе привело ослабление веры в Бога и доверия к царской власти. К этим людям обращено было одно из самых известных произведений архиепископа — «Русская идеология». Оно явилось итогом его размышлений о своеобразной исторической судьбе страны и значения для нее Православия и Самодержавия. Хотя книга вышла незадолго до второй мировой войны, т. е. в напряженное время, она все же вызвала отклики в разных кругах. Владыка Серафим выбрал из них «типичный для русской интеллигенции рационалистический взгляд на существо царской власти», прежде всего на богоустановленность Самодержавия, и ответил на него новым произведением — «Об истинном монархическом миросозерцании», в котором не только дал отпор критикам, но и конкретизировал некоторые свои теоретические соображения. Следуя уже сложившейся традиции, автор оперирует гл. обр. свидетельствами, взятыми из Свящ. Писания, святых отцов и церковных писателей, среди которых важное место занимает митрополит Московский Филарет. Все эти свидетельства утверждают, что царская самодержавная власть есть единственная на земле власть, установленная от Бога, а конституционный и республиканский строй таковой не являются. Опираясь на воззрение Филарета, архиеп. Серафим в соответствующем духе толкует известное изречение ап. Павла: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13,1), понимая под этой властью только царскую. Хотя учение о царской власти, по словам автора, «не имеет за собой всецерковного догматического постановления… основные истины о царе и его власти можно назвать догматами царского и государственного права». В своих проповедях архиеп. Серафим часто обличает современные ереси и лжеучения, особенно резко выступая против гностического учения о Софии Премудрости Божией, распространявшегося известным религиозным философом о. Сергием Булгаковым, который преподавал в парижском Богословском институте и был кумиром либеральной богоискательской интеллигенции. Всесторонней и обстоятельнейшей критике софианской ереси посвящено фундаментальное исследование Владыки — «Новое учение о Софии Премудрости Божией», изданное в Софии в 1935. Оно до сих пор сохраняет свою актуальность. Для Владыки не было ничего дороже чистоты православного вероучения, и потому, невзирая на лица, он критиковал любого, чье честное богословское мнение могло дать повод и соблазн к отклонению от истины и появлению, вне воли автора, еще какого-нибудь лжеучения. Когда, например, уважаемый им митр. Антоний (Храповицкий) стал односторонне отрицать юридическую теорию искупления и тем самым — действие Божественного правосудия в деле этого искупления, то Серафим, не боясь обвинений в католическом уклоне, написал большую статью, вывод в которой звучал так: «Мы веруем вместе с Православной Церковью, что на Голгофе правда и мир облобызались» (Пс. 84,11). Данная статья вошла в сборник «Искажения православной истины в русской богословской мысли» (София, 1943), содержащий также разбор книги «Православное учение о спасении» архим. Сергия (Страгородского), в которой ошибочно утверждалось, будто «правовое жизнепонимание не соответствует истинному представлению о Боге, как Боге любви», и критику социалистических по существу взглядов прот. П. Я. Светлова о Царстве Божием. Защищая Православие от опасных нововведений, Владыка Серафим действовал согласно как своим убеждениям, так и примеру святых отцов и учителей Церкви, которые употребляли все силы своего ума и духа в борьбе против ересей и воззрений, чуждых учению Церкви. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Русская Идеология. София, 1934; Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935; Об истинном монархическом созерцании. София, 1941; Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. Проповеди. София, 1944. Здесь читайте:Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|