Семёнова Ирина Семёновна |
|
р. 1949 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ирина Семёновна СемёноваСемёнова Ирина Семёновна [22.5.1949, г.Волоколамск Московской обл.] — поэт. Отец — военнослужащий, мать — медсестра военного госпиталя. С 1961 живет в Орле. Окончила орловское музыкальное училище по классу фортепьяно. Работала преподавателем музыки в пос.Кромы Орловской обл., в Орле. В начале 1970-х несколько лет училась в Академии художеств в Ленинграде (факультет теории и истории искусств), красота города произвела на Семёнову огромное впечатление и утвердила намерение стать поэтом. Стихи пишет с 10 лет, первая публикация состоялась в 1975 в молодежной газете «Орловский комсомолец». Печаталась в коллективном сборнике «Орловские дали», антологии «Молодые голоса», альманахе «Поэзия», журнале «Студенческий меридиан», газете «Московский комсомолец». Первые поэтические сборники Семёновой «Полей неброские цветы» и «Звезды в буране» вышли с предисловием Н.Старшинова в 1984. В 1991 принята в СП России. Многообразие поэтических тем и настроений в творчестве Семёновой скрепляется темой природы, которую можно считать важнейшей в творчестве поэтессы. Природа понимается Семёновой максимально широко и вместе с тем очень конкретно. Это надличная сила, препятствующая стремлениям человека и указывающая на его смертность. Она нередко отождествляется с судьбой, но всегда получает конкретное воплощение, «материализуясь» в поэтические образы «вздыбленного моря», всеохватного пространства, «несгибаемых темных вершин» («Стою на диком косогоре», «Много смысла в бессильном порыве»). В то же время природа — это и родная земля, узнаваемый пейзаж среднерусской полосы России, малой родины поэтессы и постоянного предмета размышлений ее лирической героини, фон, на котором разворачиваются события ее душевной жизни («Пока часы плывут в моих глазах», «Роща на взгорье, резные оконца», «Ветвей раздув косматую чадру» и др.). Вместе с тем именно через окружающий мир, внимание к его деталям, любовное его разглядывание поэтесса постигает суть интимных событий. Изменения, ежеминутно происходящие в природе, указывают на неизменную суть вещей. «Не зима прошла — столетье! / Из-под полога весны / В каждом синеньком соцветье / Корни вечности видны...» («Не зима прошла — столетье...»). Отсюда становится очевидной важнейшая смысловая и композиционная роль пейзажа. «Создавая словесный образ природы, поэтесса включает и свое состояние, свой душевный мир, как частицу своей природы, и столь тесное соприкосновение наполняет бытие лирической героини духовностью... Описания природы в стихах Семёновой целиком соотнесены чувствам лирической героини. Она радуется простому человеческому умению — жить на земле. Утраченное ею ощущение любви, неполнота личного счастья восполняется и питается природой, в ней она находит живительную силу (Ашплатов А.— С.32). «Зоркость» как особое свойство поэтического зрения, а также внимание к мимолетному и недолговечному было отмечено уже в предисловии Н.Старшинова к первому сборнику Семёновой «Полей неброские цветы»: «Она внимательно всматривается не только в окружающий мир, но и удивительно зорко видит суть вещей, как бы снимая с нее все лишнее, наносное, необязательное». Вместе с тем критик отметил свойственный Семёновой и др. ракурс изображения: «...природу она (при всем умении видеть детали, подробности) видит масштабно, крупно. Это чаще всего не какой-то уголок или садик, а большой простор; вокруг нее "гудит, как вздыбленное море, пространство с четырех сторон", имеющее часто выход даже в космос...» (Старшинов Н.— С.3). Всегда у Семёновой природа запечатлена в ее отношении к человеку, в состоянии внутреннего напряжения. Эти особенности позволили критикам говорить о «мощном влиянии» Тютчева на творчество Семёновой, которое «сказывается и в образности, и в словаре поэтессы» (Ашплатов А.— С.31). Поэтический язык Семёновой прост и понятен. Из художественных средств и приемов наиболее частотна и универсальна метафора, в узком значении — олицетворение, когда неодушевленные вещи, предметы, явления получают в контексте стиха свойства одушевленных, и наоборот. Часто это общеязыковые метафоры, преображенные поэтическим контекстом: («река людская», «безумцы кусты»). Но иногда эти метафоры, нанизываясь одна на другую, рождают новый неожиданный образ: «Стали ветками смуглые руки, / Стали голени горькой травой, / Под ветрами бездонной разлуки / Я кленовой машу головой...» («Одуванчик прозрачного толка»). Одна из ярких примет стиля Семёновой, неоднократно отмечаемая критиками (В.Боков, В.Ганичев), — музыкальность стиха. Она проявляется как в общей композиции стихотворений — вплетение мотива, который сам по себе представляет музыкальную (песенную) строчку и, повторяясь, получает новые эмоциональные обертоны, так и в ритмических, звуковых повторах, ориентированных на собственно слуховое восприятие («Пианино», «Родное»). Стихотворение, условно отнесенные поэтессой ко второму периоду творчества (сборники «Смех бесстрашной музы», 1994 и «Свирель», 1998), критики называют высокой, духовной поэзией: «...ее стихам... присущ трагический тон... обостренное чувство стесненности души именно в земной юдоли и высокая, просветляющая тоска по горнему миру» (А.Шорохов). Для этого периода характерны поиски глубинных истоков жизни. В стихотворении «Отселе вижу храм Ахтырский» «сквозь повседневность и среди руин поэт видит отблески утраченного великолепия, свето- и цветоносного («эмалевые изразцы») и гармоничного... Нить времен трагически истощена и зыбка, но беспрерывна и извечна... Поэтическая память Семеновой обращена к библейским временам» («цикл «Из Нового Завета») (Тюрин Г. — С.290). Перу Семёновой принадлежат поэмы о русских святых: «Тихон Задонский» и «Видение Иоанна Кронштадтского» (воссоздающая апокрифический текст о беседе праведного Иоанна с преподобным Серафимом Саровским, их предсказания о будущем России). В сборнике «Смех бесстрашной музы» опубликованы поэма «Северные фрагменты» (написана в 1992) — воспоминания поэта о годах учебы в Ленинграде («русском Монмартре»), о друзьях-художниках, «жаждущих искусства» и зачастую гибнущих от этого стремления и «блеска озорства» («Забыть ли мне голодных и беспечных, / Непризнанных, бездомных, молодых, / С этюдниками, горбящими плечи, / Исполненных намерений благих»), а также драматическая поэма «Бессмертный обольститель» — версия Дон Жуана, созданная на современном материале. В итоговую, наиболее полно отражающую поэтический дар Семёновой книгу стихотворений «Шум реки» (2004) вошли разделы «Неугасаю-щий костер», «Годы странствий», «Отзвук любви», «Есть истины ключи», «Мужайся, русская камена!», а также новые поэмы. «Велосипед» — автобиографическая поэма об отрочестве, школе, отце. Мозаика событий сопровождает образ лирической героини с импульсивным, неуживчивым и вызывающе дерзким характером. Бунтарство, основанное на внутреннем протесте против фальши в любом виде, сменяется уединенностью и отрешенностью от мира. Ни время, ни события не изменили героиню, которая и в зрелые годы остается верной идеалам и принципам молодости: «В своей стране я, словно иностранка, / Глухой и чуждый слушаю язык». «Чудо Трифона Апамейского» — поэма религиозно-исторического содержания, посвященная святому мученику эпохи Древнего Рима. Дар чудотворца и целителя открылся ему в юные годы, мальчик-пастух проповедовал веру Христову среди язычников. Семёнова — лауреат всероссийской литературной премии им. А.Фета (1995) и премии им. А.Твардовского (2002). И.Ю.Силачева Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.303-305. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Полей неброские цветы. М., 1984; Звезды в буране. М., 1984; Смех бесстрашной музы. Орел, 1994; Свирель. Орел, 1998; Шум реки. Орел, 2004. Литература:Ашплатов А. На встречу с читателем. Размышления о современой поэзии. М., 1987. С.26-35; Боков В. Два поэта // Поэзия: альм. 1989. №59. С.75-79; Ганичев В. «Я дома здесь, в спокойном русском храме» // Бежин луг. 1994. №6. С.174-177; Загородний Л. Россия — светозатмение? // Роман-журнал. XXI век. 2003. №3; Старшинов Н. [Предисл.] // Семёнова И.С. Звезды в буране: стихи М., 1984; Старшинов Н. [Вступ слово] // Семёнова И.С. Полей неброские цветы: стихи. М, 1984; Тюрин Г.А. Поэзия Орловского края в конце XX в. // Писатели орловского края: XX век: пособие по региональной литературе / отв. редактор Е.М.Волков. Орел, 1999; Шорохов А. Трагический голос России // Российский писатель. 2002. №3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |