Семенов Юлиан Семенович |
|
1931 - 1993 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юлиан СеменовЮлиан Семенов (Ляндрес) уже "Семнадцатью мгновениями весны" заслужил себе вечную память. Так я думал, пока ко мне в руки не попала книга воспоминаний Вальтера Шелленберга "Лабиринт". Внимательно прочитав ее, я понял, что знаменитый "певец КГБ" списал лучшие места у гитлеровского разведчика, приписав вымышленному персонажу Штирлицу деяния шефа гестапо Генриха Мюллера (по мнению Шелленберга именно он работал на Москву). Самого же руководителя гестапо Юлиан Семенов сделал просто-таки волком из басни. К другим произведеним Семенова также стоит относиться с повышенным вниманием, так как он не столько раскапывал сведения в секретных архивах, сколько сочинял их сам. Сочинять, конечно, тоже надо уметь. Но нужно помнить: это не подлинная история, а результат сочинительства. Журналист и прозаикСеменов Юлиан Семенович (1931 - 1993), прозаик. Родился 8 октября в Москве. После школы поступает в Институт востоковедения в Москве, по окончании которого в 1953 работает ассистентом в МГУ, затем направляется в Кабул (Афганистан) в качестве переводчика с афгани. С 1958 печатается в различных журналах - "Огоньке", "Смене" и др. В 1962 - 67 был членом редколлегии журнала "Москва", затем работал за рубежом корреспондентом "Литературной газеты". Написал большое количество рассказов, повестей и романов остроприключенческого содержания: "49 часов 25 минут" (1960), "При исполнении служебных обязанностей" (1962), "Петровка, 38" (1963), "Майор Вихрь" (1967), "Семнадцать мгновений весны" (1969), "Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1971). Почти все произведения Ю.Семенова были экранизированы и пользовались большим успехом у зрителей. Многосерийный телевизионный фильм "Семнадцать мгновений весны" смотрела вся страна. Популярностью пользовались и следующие произведения писателя - "Альтернатива" (1975 - 78), "ТАСС уполномочен заявить..." (1979), "Приказано выжить" (1983), "Пресс-центр" (1984) и многие другие. В 1986 становится Президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором издания "Детектив и политика", много сделавшего для популяризации в СССР детективного жанра. Ю. Семенов принимал участие в поисках знаменитой Янтарной комнаты, вывезенной фашистами из Ленинграда, опубликовав в газетах серию очерков на эту тему. Был организатором газеты "Совершенно секретно" и первым ее главным редактором. До конца своих дней Ю.Семенов принимал самое активное участие в общественной и политической жизни страны. Умер Ю.Семенов 5 сентября 1993. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Популярнейший сочинительСеменов (Ляндрес) Юлиан Семенович (1931-1997). Советский писатель, драматург, журналист, общественный деятель, издатель. Один из самых популярных писателей СССР и Российской Федерации.1) Родился в Москве. Окончил Институт востоковедения в 1953 г. Литературную деятельность начал в 1958 г.; член Союза писателей СССР с 1960 г. Основатель газеты «Совершенно секретно» (1990) и одноименной телепрограммы. Автор остросюжетных произведений, в том числе «Майор Вихрь» (1967); «Семнадцать мгновений весны» (1969 г.; одноименный телефильм — 1973 г.); «ТАСС уполномочен заявить» (1979); «Альтернатива» (1975 г., хроника в 4-х книгах), романа «Горение» (1978 г., о Феликсе Дзержинском); «Пресс-центр» (1984); цикла романов «Экспансия» (1987 г.). Многие его произведения экранизированы, переведены на иностранные языки. Семенов — лауреат Государственной премии СССР (1977). Среди наград — ордена Октябрьской Революции и Дружбы Народов. Скончался после тяжелой болезни. В романе «Отчаяние» — заключительной части цикла романов «Экспансия» — Семенов выдвинул интересную версию, связанную с устранением Н. Ежова, гибелью И. Бабеля, М. Кольцова, В. Чкалова и назначением на пост наркома внутренних дел Л. Берии. В одном из эпизодов романа Сталин разговаривает с Берией по телефону. Тон в конце этого разговора несколько смутил даже Берию. Приведем отрывок прямо по тексту «Отчаяния» Семенова: «Последние слова Сталин произнес тепло, мягко, как говорил с ним накануне расстрела Ежова, рассказывая со слезами на глазах, каких замечательных людей погубил этот „душегуб и алкоголик". Глядя на него, Берия испытывал ужас, ибо он-то знал одну из причин предстоящего устранения Ежова. Сталин был увлечен его женой — рыжеволосой, сероглазой Суламифью, но с вполне русским именем Женя. Она отвергла притязания Сталина бесстрашно и с достоинством, хотя Ежова не любила, домой приезжала поздно ночью, проводя все дни в редакции журнала, созданного Горьким; он ее к себе и пригласил. Сталин повел себя с ней круче — в отместку Женя стала ежедневно встречаться с Валерием Чкаловым; он, словно магнит, притягивал окружающих; дружили они открыто, на людях появлялись вместе. Через неделю после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах. Женя не дрогнула — проводила все время вместе с Исааком Бабелем: он тоже работал в редакции; арестовали Бабеля. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: „Ну?" Женя бросила трубку. Вскоре был арестован Михаил Кольцов, наставник, затем шлепнули Ежова — хотя тот был и без того обречен, он же был „носитель тайн"...» «Конечно, это литературное произведение, однако высказанная в нем версия событий очень достоверна, — считает журналист Г. Максимович. — Но все же как-то не очень верится, чтобы „шерше ля фам" было единственной причиной, заставившей избавиться, например, от Валерия Чкалова. Скорее всего, это было лишь дополнением к другому, более важному, основному, если хотите, государственному преступлению... Возможно, должность наркома внутренних дел была для Берии платой... за убийство Чкалова. Ведь незадолго до этого Сталин предложил эту должность В. Чкалову. Сталин узнал о том, что Чкалов встречается с Суламифью за неделю до гибели летчика, но ведь и Берия был назначен наркомом 8 или 9 декабря, т. е. за неделю до катастрофы» (Максимович Г. Дело «И-180», или Тайна гибели Валерия Чкалова // Люди-загадки XX века. М., 1998. С. 215-217). О конфликте Сталина и Е. Ежовой можно прочитать не только в литературном произведении. Лауреат премии Союза журналистов России В. Гордеева пишет: «...На молодую привлекательную женщину положил свой желтый рысий глаз сам „товарищ Сталин", за которого без конца пил Николай Иванович. Тут явно не обошлось без сводни Берии. Подсказал, наверное, что у Ежова аппетитная жена, которая к тому же не слишком того жалует: это было всем видно <...> И тут у Ежова начались большие неприятности. Он ходил все мрачнее и мрачнее... И все сильнее кричал по ночам, захлебываясь в крови, как он в ужасе признавался жене... Однажды между ними началась совсем незначительная, в общем-то, бытовая ссора, но Ежов, выхватив пистолет, закричал: "Это все из-за тебя!" — и выстрелил в жену. Рана была несерьезная: в плечо. Но тридцатичетырехлетняя женщина почему-то быстро скончалась. И отчего-то в тюремной больнице. Что случилось вскоре с Ежовым, любившим лишь двух людей, Сталина и Наташу (приемная дочь наркома. — Сост.), всем известно» (Гордеева В. Расстрел через повешение. Невыдуманный роман в четырех повестях о любви, предательстве, смерти, написанный «благодаря» КГБ. М., 1995. С. 139-140). Примечания1) Немецкий советолог К. Менерт подсчитал, что книги «певца КГБ» Ю. Семенова, которого он считает одним из трех (двух других он не называет) лучших советских писателей, по данным на 1983 г. опубликованы тиражом в 12,5 миллионов экземпляров (Mehnert К. The Russians and their Favorite Bo oks. Stanford, 1983. P. 32-34). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000. Прозаик XX векаСемёнов Юлиан Семёнович [8.10.1931, Москва — 5.9.1993, Красная Пахра под Москвой] — прозаик. Семёнов в 1953 окончил Московский институт востоковедения, получив специальность историка и востоковеда. После окончания института занимается исследовательской и преподавательской работой в МГУ, позже работает в Кабуле, переводит с афганского. Долгое время занимается журналистикой. Будучи специальным корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета», Семёнов объездил весь Советский Союз, часто выезжал за рубеж. Публиковаться Семёнов начал с середины 1950-х (На экранах Японии. Обзор // Искусство кино. 1955. №9; Две встречи. Пребывание в Москве И.Монтана // Огонек. 1957. №1; и др.). Первые рассказы Семёнов были опубликованы в журнале «Знамя» — «Пять рассказов из жизни геолога Н.И.Рябининой» (1958. №12), «Будни и праздники» (1959. №3). Л.Аннинский, анализируя первые художественные опыты Семёнова, писал: «Герои Семёнова — люди цельные, безудержные в своих стремлениях, красивые в подвиге, отвратительные в слабости. Отсюда — и своеобразно заостренная, романтическая, подчас даже экзальтированная манера письма. Семёнов не освещает события ровным светом, он не интересуется прошлым своих героев, их судьбой, и люди у него — не объемные фигуры, а белые и черные силуэты при вспышке подвига» (Аннинский Л. Спор двух талантов // Литературная газета. 1959. 20 нояб.). С 1960 Семёнов — член СП СССР. Его произведения печатаются в массовых и популярных журналов «Огонек», «Смена», «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов» и др. В 1960-е Семёнов работает в разных жанрах, осваивая документальное повествование («Дипломатический агент», 1958), лирический рассказ и повесть о современниках («Бирюсовая коса», 1962; «В горах мое сердце», 1963; «Дождь в водосточных трубах», 1964; «Дунечка и Никита», 1966; и др.), детективную повесть и приключенческий роман на военную или революционную тему («При исполнении служебных обязанностей», 1962; «Петровка, 38», 1963; «Пароль не нужен», 1965; «Майор Вихрь», 1966; «Семнадцать мгновений весны», 1970; «Бомба для председателя», 1971, и др.). Наибольшую популярность у массового читателя получают детективные и приключенческие романы Семёнова. Построенные по известной схеме, которая предполагает победу кристально чистого героя (милиционера, партизана, разведчика) над изощренным и коварным преступником (уголовником или фашисгом), они отличаются острой, мастерски закрученной интригой, неожиданными поворотами сюжета, умелым введением документальных и стилизованных под документ источников. Но вместе с тем персонажи романов Семёнова, разделенные по принципу контраста («белые и черные силуэты»), являются лишь пропагандистами разной идеологии. Положительные герои ощущают себя «носителями советской власти», а отрицательные — ее противниками. Поэтому конфликт в произведениях Семёнова заранее задан, определен и нередко условен. Интерес представляют лишь неожиданные мотивации поступков персонажей, своеобразные психологические поединки непримиримых врагов. Как отмечала впоследствии критика, «мотивы поступка, глубоко скрытые побуждения порою интереснее самого поступка» (Идашкин Ю. И снова Штирлиц // Литературная Россия. 1985. 29 нояб.). Многие герои произведений Семёнова являются историческими личностями (Ленин, Дзержинский, Блюхер, Постышев, Бокий и др.), другие, являясь образом собирательным, имеют реальных прототипов. Так, удачливый сыщик Костенко («Петровка, 38»; «Огарева, 6», 1972; «Противостояние», 1980) «списан» с полковника Кривенко, которого, по признанию Семёнова, работавшего во время написания этих романов в его спецгруппе, считают «гордостью столичного угрозыска». Знаменитый Владимиров-Исаев-Штирлиц, действующий не только на страницах романа «Семнадцать мгновений весны», но и во многих других романах («Пароль не нужен», 1965; «Бриллианты для диктатуры пролетариата», 1971; «Приказано выжить», 1983; «Экспансия», 1985-87; и др.), вобрал черты первых советских разведчиков, работавших в оккупированном японцами Владивостоке, а также черты прославленных позднее Кузнецова, Зорге, Абеля. Работая с историческими документами, которые для него были «основанием для размышлений, ассоциаций, открытий» (Документ — это пища для размышлений. Беседа с писателем // Дон. 1984. №6), Семёнов пытался, разумеется, в рамках существующих в то время идеологических ограничений «дать читателю информацию» о малоизвестных событиях отечественной и зарубежной жизни, расширить исторический и политический кругозор современника. Однако он никогда не скрывал, что преследует дидактические и утилитарные цели. «Чем точнее мы следуем за документом, за правдой исторических лиц, обстоятельств, тем более сознательно убежденного гражданина мы формируем» (Дон. 1984. №6). В 1970-е появляется в печати роман-хроника «Горение» (1977-79), посвященный дореволюционному периоду жизни и деятельности Ф.Дзержинского. Образ «железного Феликса» в романе Семёнова обрел черты мыслителя, интеллектуала, «пламенного интернационалиста, опытнейшего практика революционной борьбы, искушенного и изобретательного конспиратора» (Идашкин Ю. [Предисл.] // Семёнов Ю. СС. Т.1. С.15). В прозе Семёнов 1970-80-х начинает складываться жанр современного политического романа, который становится ведущим в его творчестве последнего периода. В этих романах преобладают антифашистские, антиимпериалистические и антиамериканские тенденции («Он убил меня под Луанг-Пробангом...», 1970; «ТАСС уполномочен заявить...», 1979; «Пересечение», 1983; «Пресс-центр: Анатомия политического преступления», 1984; «Репортер», 1988; и др.). В политическом романе Семёнова обнаруживаются два плана изображения, один из которых связан с официальной деятельностью разных политических структур и ведомств, другой — с тайной, законспирированной работой спецслужб, агентов, разведчиков и журналистов, ведущих собственное расследование. Реальность видимая и общеизвестная «подсвечивается» реальностью скрытой, обнаруживая пружины современных конфликтов. Как считает Семёнов, работники секретных служб «по роду деятельности первыми смотрят в глаза фактам и вырабатывают относительно новых фактов концепции» («Не является ли политический роман ключевым жанром современной прозы?». Беседа с писателем // Дружба народов. 1984. №1). Раскрывая тайные механизмы политической игры, Семёнов почти всегда использует криминальные сюжеты, что усиливает занимательность его прозы и сближает ее с политическим детективом. Политические романы Семёнова отличаются рыхлой композиционной структурой: отдельные факты и события, изложенные либо подробно, либо лаконично, произвольно соединяются в авторском монтаже без каких-либо объяснений для читателя. Критика постоянно упрекала Семёнова в торопливости, небрежности, неровности стиля и языковых погрешностях. Основу политических романов Семёнова составляли не только документальные источники, но и личные впечатления, полученные в результате длительных командировок за рубеж. На страницах советских газетах появлялись его мастерские репортажи из Вьетнама, Лаоса, Чили, Сингапура, Лос-Анджелеса, Токио, Перу, Франции и др. Он оставил заметки о встречах со многими выдающимися политическими деятелями — Альенде, Корваланом, Хо Ши Мином, Вальдхаймом, Э.Кеннеди, Хаммером и др. Частично эти очерки и др. публицистические вещи Семёнов объединены в книгах: «Вьетнам, Лаос. 1968» (1969), «Вьетнамский дневник» (1971), «Маршрут СП-15. Борнео» (1971), «Возвращение в фиесту» (1975), «Поиск-891. Опыт театральной журналистики» (1981), «Лицом к лицу» (1983). В 1960-70-е Семёнов писал пьесы, нередко перекладывая для сцены свои прозаические произведения («Иди и не бойся», 1963; «Петровка, 38: репортаж», 1964; «Шоссе на Большую Медведицу», 1964; «Шифровка для Блюхера», 1966; «Провокация», 1968; «Огарева, 6», 1973). Многие произведения Семёнова экранизированы («Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны», «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Пересечения», «Бомба для председателя», «ТАСС уполномочен заявить...» и др.). В 1988 выпускает книгу «Закрытые страницы истории» (совместно с А.Сорбовским). В 1989 появляется в печати сборник «Ненаписанные романы» («Отчаяние», «Краткая биография», «Первый день свободы»), в 1990 — «Тайна Кутузовского проспекта». В конце 1980-х Семёнов начинает выпускать в Москве ежемесячную газету «Совершенно секретно», посвященную политическим расследованиям, репортажам, скандалам в России и за ее пределами. Т.М.Вахитова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.301-303. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 5 т. / предисл. Ю.Идашкина. М., 1983-84; СС: в 19 т. М., 1997. Семенов Ю. Приказано выжить. Роман. "Роман-газета" № 13 (995). 1984.
Семенов Ю. Экспансия. Роман. Кн. 1. "Роман-газета" №№ 17 (1047) — 18 (1048). 1986.
Семенов Ю. Экспансия. Роман. Кн. 3. "Роман-газета" №№ 15 (1141) — 16 (1142). 1990.
Литература:Аннинский Л. Спор двух талантов // Литературная газета. 1959. 20 нояб.; Светов Ф. «Просто» или «не просто» детектив? // Новый мир. 1964. №1; Беляев А. Серьезный опыт политической прозы // Октябрь. 1972. №6; Идашкин Ю. Право на жизнь: Полемические заметки // Нева. 1983. №9; Иванюта Г.Л. Проблема авторской позиции в романе Ю.Семёнова «Пароль не нужен» // Проблема авторства в художественной литературе. Ижевск, 1993; В гостях у «штирлицев» // Аргументы и факты. 1998. №З. С.9.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |