Сегень Александр Юрьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сегень Александр Юрьевич

р. 1959 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Юрьевич Сегень

Сегень Александр Юрьевич [12.4.1959, Москва] — прозаик.

Дед Сегень происходил из семьи бедных выходцев из Венгрии, жил в д.Девятки в Белоруссии. Фамилия Сегень означает «бедный, неимущий». Отец писателя всю жизнь работал водителем, мать — инженер. Сегень окончил московскую школу с углубленным изучением английского языка, по окончании школы поступил в Автодорожный институт.

С 1980 по 1985 Сегень учился в Литературном институте им. М.Горького, а затем — аспирантура в этом же институте. И хотя диссертация на тему «Публицистика Н.М.Карамзина» не была завершена, Сегень собрал воедино списки трактата Карамзина «О древней и новой России в ея политическом и гражданском отношениях», в 1988 в журнале «Литературная учеба» опубликовал текст трактата Карамзина и комм, к нему. Позднее в 2001 в книге «Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века» было опубликовано исследование Сегеня «История создания и публикации трактата Карамзина "О древней и новой России в ея политическом и гражданском отношениях"». Учась в аспирантуре, Сегень сотрудничал в журнале «Филологические науки», в «Литературной учебе».

С 1999 он — секретарь правления СП России. Обращение Сегеня к социально-политическим трудам способствовало формированию взглядов писателя на будущее России. Сегень придает большое значение роли православия в истории страны. На встрече с О.Волковым в редакции «Нашего современника» Сегень скажет о «Неугасимой лампаде» Б.Н.Ширяева: «Для меня эта книга была как Откровение». Сегеня потрясла глава «Фрейлина трех императриц» (Путь к спасению. Беседа с русским писателем Олегом Волковым // Наш современник. 1991. № 4).

По словам Сегеня, его «основное литературное устремление — сохранять и восстанавливать традиционную русскую литературу». Первые произведения Сегеня относятся к 1986.

Роман «Похоронный марш» (1988) был по праву удостоен двух литературных премий — премии им. А.М.Горького (1989) и премии им. В.М.Шукшина (1991). Герои «Похоронного марша» — обычные простые люди. Сегень любит своих героев, но не идеализирует их, писатель внимателен к внутреннему миру героев, у него нет единой массы, герои индивидуальны. В романе звучат пушкинские, гоголевские, шолоховские интонации, роман лежит в русле русской литературной традиции. Имя Сегень было вписано в «Лексикон русской литературы» В.Казака.

Одним из знаменательных событий своей жизни Сегень считает поездку в Афганистан в 1988 (командировка Главного политуправления Министерства обороны СССР). Впечатления от поездки легли в основу повести «Заблудившийся БТР», над которой писатель работал в мае-июне 1990. Эпиграфы к повести — первый из «Заблудившегося трамвая» Н.С.Гумилева: «Он оставлял и при свете дня / В воздухе огненную дорожку» — и второй — из «Возвращения» Ю.М.Лощица: «Не смейте умирать! Вы нам нужны живые! / Родные вы мои! Не смейте умирать! / В тоскующих полях истерзанной России / Иная уготована вам рать». Они настраивают читателя на восприятие особой тональности стиля Сегеня, поэтичности его рассказа, любовного, сердечного отношения писателя к своим героям. В повести органически сочетаются реалистическое изображение отряда спецназа, уходящего на боевое задание, с тем, чего не было в яви, что было порождено бредовым сознанием (после тяжелого ранения) командира спецназа Альберта Митяшина (заблудившийся БТР, несущийся «среди гор по планете Афган», история и приключения волшебного кувшина, образ мальчика Охламона). Эпиграфы указывают на эту особенность повести Сегеня.

Любовно выписаны писателем образы спецназовцев из отряда Митяшина. Каждый из героев — самобытная личность. Писатель внимателен к внутреннему миру своих героев. Его герои многое умеют, они разбираются в политике, по-своему, с народной хитринкой и юмором оценивают события, в которых участвуют сами. Сегень щедро вводит в повесть рождающийся в Афганистане фольклор — «байки, мало ли их ходит» (анекдоты об обезьяне, которую ловили для генеральской жены, переделки старых песен на новый лад, поговорки, присказки). Повесть выдержала 3 изд.: в 1991, 1997, 2001.

В 1994 Сегень публикует 2 романа — роман-анекдот «Страшный пассажир» (Наш современник. 1994. №9-10) и «Тридцать три удовольствия». Действие романа «Страшный пассажир» — «не то еще семидесятые, не то начало восьмидесятых, а завершается роман временем Горбачева и Ельцина». Роману предпослан эпиграф из «Энеиды» Вергилия: «Новое знаменье тут, страшней и ужасней прежних, явилось очам и сердца слепые смутило». Вергилиевский образ «слепого сердца» соотнесен писателем с главным героем романа таксистом Евгением Ивановичем Петуховым. Евгений Иванович недалек, наивен, всерьез принимает были и небылицы, верит в «абсурдные истории», рассказываемые в таксопарке. В его воображении возникает образ Страшного пассажира, который якобы его преследует, ему чудится чудовищная авантюра под названием «Ленинград». В душе героя «горели Везувии, тряслись ташкентские землетрясения, творились беспорядки, похуже, чем в Ольстере», Он хочет убежать, спрятаться от опасности. Прочно вошедшие в сознание героя представления советской эпохи, усвоенные поверхностно, формально, заученно, не позволяют герою Сегеня разобраться в сложностях, противоречиях переходного периода. Несмотря на анекдотичность ситуаций, в которых оказывается герой Сегеня, роман «Страшный пассажир» не бездумен...

Над романом «Тридцать три удовольствия» писатель работал с окт. 1993 по март 1994. Роман вырос из рассказа друга писателя о его диковатой любви. В романе ощутимы традиции детектива, в нем есть мистика (таинственная Бастшери), тактично вводятся эротические сцены.

Сегеня интересует история: в поле пристального интереса писателя западноевропейское и русское Средневековье. Внимание Сегеня привлекла фигура Ивана III. Роман «Государь Иван III» публиковался в «Нашем современнике» (1997. №1-6). Под новым заглавием «Державный», хорошо передающим суть государственной деятельности Ивана III, он был издан московским издательством «Армада» в 1977, переиздан журналом «Роман-газета» в 1998. За роман «Державный» Сегень был удостоен премии московского правительства (1999) и Большой премии СП России и компании «Алмазы Россия — Саха».

Образ Ивана III не раз воссоздавался русской и советской исторической романистикой. Сегень не повторяет своих предшественников. Иван III близок и интересен ему своей политической программой, стремлением создать и укрепить сильную державу. Сегень близок политический строй, создаваемый Иваном III Державным. Писатель не злоупотребляет историческими деталями, не архаизирует язык героев, он стремится передать дух эпохи, ее атмосферу, у него нет исторических манекенов, есть живые люди с их индивидуальными особенностями, привычками, люди, живущие в своем времени.

Исторический роман Сегеня «Тамерлан» был опубликован в 1997. История художественного исследования темы хромого Тимура восходит к традиции Марло («Тамерлан Великий», 1587), у которого заглавный герой представлен сильной личностью. Прямым предшественником Сегеня был С.П.Бородин, в трилогии «Звезды над Самаркандом», исследовавший «патологический, надчеловеческий тип завоевателя». В романе Сегеня важную роль играет вымышленный автором герой Искендер, он пишет биографию Тамерлана.

В романе «Русский ураган» (1-я публикация — Наш современник. 2000. №9-10) Сегень пытается понять, что происходит с обычным, рядовым человеком, оказавшимся в совершенно другой России. Писатель активно пользуется принципами сатирической типизации — в романе представлена галерея героев, порожденных новой русской действительностью (Вздугин с его белогвардейско-большевистской партией, монархистка Катя, Динка и церковь Свами Христа Абсолюта, Алексей и Боевая дружина Соколов Возмездия, сутенерша Латка и других).

События, описанные Сегенем, происходят в течение 2 недель — с конца июня по 12 июля 1998. Ураган в Москве летом 1998 — отправная точка в истории главного героя Дмитрия Емельяновича Выкрутасова, бывшего политинформатора футбольной команды, изгнанного из дома: его жена Райка вышла замуж за «нового русского». Выкрутасов восторженно принимает буйство непогоды в Москве. «Ураган! Боже мой, какой урагани-ще! — восклицает герой.— Это обновление! Это очищение!» На протяжении 3 недель «русский ураган» несет героя, меняет его, закаляет. Ураган помогает герою вернуться «на круги своя» — в родной Светлоярск, к нормальной жизни, жениться и заняться любимым делом — футболом. Выкрутасов чувствовал себя «ураганом, возвращающимся на круги своя».

Образ русского урагана проходит через все повествование Сегеня. Символика русского урагана связана с идеей возвращения России на свои традиционные исторические пути: «...ураган не только весь в движении, он к тому же еще и не принадлежит никому. Единственное, кому он может принадлежать,— стихиям родины».

Отзывы критики были положительными. Левон Григорян в интервью, опубликованном в «Литературной газете.» (2002. 30 янв.-5 февр.), говорил: «Казалось бы чем не чисто развлекательный авантюрно-приключенческий роман? А в его основе — поиск ответа на вопрос о том, как жить дальше, выработка спасительной для всего Отечества русской идеи». К.Кокшенева, высоко оценив роман Сегень, подчеркнула, что «Русский ураган» является контрроманом по отношению к произведениям, в которых о народе говорится в темных тонах (Москва. 2001. № 1).

Сегень продолжал работать над исторической темой: в соавторстве с С.Семановым была создана книга «Макаровы» из серии «Знаменитые русские фамилии» (М., 2001). В 2003 увидел свет роман «Александр Невский». Из-под пера Сегеня вышло немало статей на остроактуальные темы, связанные с русской историей, русской литературой, русской культурой.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.285-287.


Далее читайте:

Александр ЯКОВЛЕВ, Александр СЕГЕНЬ. Слово о писателе. (Бельские просторы).

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Похоронный марш: роман. М., 1988;

Заблудившийся БТР. М., 2001;

Страшный пассажир: Роман-анекдот // Наш современник. 1994. №6-8;

Тридцать три удовольствия. М., 1994;

Октавиан Стампас Рыцарь Христа. М., 1996;

Рыцарь Христа. М., 1997;

Евпраксия [новое название «Рыцаря Христа»] // Роман-газета. М., 1999, № 4;

Тамерлан. М., 1997; Роман-газета. М., 1997; М., 2001;

Октавиан Стампас. Древо Жизора. М., 1997;

Древо Жизора. М., 1997;

Государь Иван Третий // Наш современник. 1997;

Державный [новое название романа «Государь Иван Третий»]. М., 1997; Роман-газета. М., 1998;

Русский ураган. М., 2001;

Александр Невский. М., 2003.

Литература:

Кокшенева К. Какого вы духа? Роман Александра Сегеня «Русский ураган» // Москва. 2001. №1.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС