Сартр Жан Поль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сартр Жан Поль

1905-1980

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Жан Поль Сартр

Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Биографические материалы:

Великовский С. М. Советский взгляд на Сартра (Использованы материалы Большой Советской энциклопедии):

"Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время нем.-фаш. оккупации Франции (1940-1944) сотрудничал в патриотич. печати Движения Сопротивления. В 1945 основал журн. "Тан модерн" ("Les Temps modernes"). Развитие политико-идеологич. взглядов С., отмеченное резкими колебаниями между либеральным демократизмом и леворадикальным экстремизмом, прослеживается по 9 книгам его избранной публицистики ("Ситуации", 1947-1972). В годы "холодной войны" тщетно искал для левой некоммунистич. интеллигенции Запада промежуточного пути между двумя лагерями. В 1952 присоединился к Движению сторонников мира, выступал против колониализма, расизма. Высказывался в поддержку социалистич. стран, к-рые неоднократно посещал до 1968. Под влиянием студенч. выступлений (см. Всеобщая забастовка 1968 во Франции) и др. событий этого года принял сторону левацкого бунтарства (кн. "Бунт всегда прав", 1974). В 1964 за автобиография, повесть о детстве "Слова" (1964, рус. пер. 1966) С. была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался, сославшись на пренебрежение присуждающим её комитетом к заслугам революционных писателей 20 века..."

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Французский философ, писатель (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010):

"...Человеческие акты самополагания чаще всего скрываются человеком от самого себя, самообман — неизбежный спутник человека, пытающегося избавиться от бремени ответственности. Мы не делаем всех выводов из своего поступка-выбора, не осознаем, что все наши взаимоотношения с миром меняются после каждого единичного акта выбора, мы разрываем мир и себя в мире на отдельные изолированные ситуации, «распределяем роли» между отдельными самополаганиями. Человек может делать что хочет, но «всем своим существом» он должен согласовывать свои проекты-выборы, принимая тем самым на себя непосильное бремя ответственности за противоречивый мир, выбираемый нами в течение собственного жизненного пути..."

Фролов И.Т. Глава французского атеистического экзистенциализма (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991):

"...Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, Сартр стремился «дополнить» марксизм, подведя под него фундамент экзистенциалистской антропологии и психоанализа. В целом же для взглядов Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом, попытка их преодоления..."

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Представитель экзистенциализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013):

"...Исследуя онтологический статус такого сознания в «Бытии и ничто» (1943), Сартр конструирует онтологическую систему «бытие-в-себе» — «бытие-для-себя» и объединяющее их «ничто». Неопределимость человеческого бытия ставит человека перед тотальностью свободного действия и свободного выбора..."

Философ, писатель, драматург и эссеист (Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"):

"...В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с осуждением советского вторжения в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968. В начале 1970-х годов последовательный радикализм Сартра проявился в том, что он стал редактором запрещенной во Франции маоистской газеты, а также принял участие в нескольких маоистских уличных демонстрациях..."

Степанов С. "Мои сочинения неудачны" (Статья опубликована на сайте Школьный психолог):

"...Официальных похорон не было. Незадолго до смерти Сартр сам попросил об этом. Превыше всего он ценил искренность, и пафос парадных некрологов и эпитафий ему претил. Похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по левобережному Парижу, мимо любимых мест мыслителя, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. Такого в истории наук о человеке не было ни до, ни после. Некрологи, разумеется, все-таки появились. Так, газета «Монд» написала: «Ни один французский интеллектуал ХХ века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния на общественную мысль, как Сартр»..."

Тузова Т.М. Один из наиболее значительных представителей французской феноменологии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998):

"...Исследуя отношения между свободой и необходимостью в истории через отношения между практикой и социальной материей, практикой и тотализацией, индивидом и "практическими ансамблями" (объединениями людей в "серии" и "группы" в процессе их совместной практики), - авторством и отчуждением, поведением и структурой и др., Сартр обсуждает вопрос о возможности Истории как вопрос о ее единстве, направленности (необратимости), смысле, Истине и интеллигибельности..."

Гутнер Г.Б., Огурцов А.П. Основатель атеистического экзистенциализма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. В противоположность психоанализу, разработал экзистенциальный анализ (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Философ, писатель, литературный критик, политический публицист (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Пытается сблизиться с марксизмом (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Тесля А.А. Экзистенциальный опыт понимания социального. (Рецензия на книгу Сартр Ж.-П. Потрет антисемита: [Пер. с фр. Г. Ноткина] / Ж.-П. Сартр. – СПб.: Азбука, 2006.). - 06.05.2008.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто (Статья А. Ф. Зотова об одной из главных работ Ж-П. Сартра).

Бовуар Симона де (1908—1986) — французская писательница, жена Ж.-П. Сартра.

Сочинения:

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1953

Сартр Ж.П. Слова. М., 1966

Сартр Ж.П. Пьесы. М., 1967

Сартр Ж.П. Стена. Избранные произведения. М., 1992

Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 1994

Литература:

Шкунаева И., Современная французская литература, М., 1961;

Е в н и н а Е., Современный французский роман 1940-1960, М., 1962;

Современный экзистенциализм, М., 1966;

Кузнецов В. Н., Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М., 1970;

Стрельцова Г. Я., Критика экзистенциалистской концепции диалектики (анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра), М., 1974;

Murdoch I., Sartre, romantic rationalist L., 1953;

J e a n s о n Fr., Sartre par lui-meme, P., 1967;

J e a n s о n Fr.,  Sartre dans sa vie, P., 1974;

Martin-Deslias N., J.-P. Sartre ou la conscience ambigue, P., [1972];

Verstraeten P., Violence et ethique, [P.], 1972;

С о n t a t M., Rybalka M., Les ecrits de Sartre. Chronologie, bibliographie commentee, P., 1970.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС