Сапгир Генрих Вениаминович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сапгир Генрих Вениаминович

1928-1999

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сапгир Генрих Вениаминович

Сапгир Генрих Вениаминович [20.11.1928, Бийск — 7.10.1999, Москва] — поэт, прозаик.

Сын сапожника. В 1929 семья переехала в Москву. Читать начал очень рано, «все быстрее увлекаясь самим процессом мгновенного чтения. В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с удивлением смотрела, как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мамы и двух взрослых братьев-студентов. И пусть все мешалось в моем мозгу, это не мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и домашних».

Писать стихи начал примерно в 11 лет, во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано одно из детских стихотворений Сапгира. «Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в прозе меня вдохновлял А.Гайдар — и я написал несколько тетрадей "Гейка и его команда"; в поэзии на меня произвела огромное впечатление вторая часть "Фауста" — своей пестротой, величием и непонятностью — и я стал писать большую поэму, где Свет борется с Мраком — два великана, и это была какая-то вселенская Весна... За этим занятием и нашел меня старый поэт и последователь Иннокентия Анненского Арсений Алексеевич Альвинг (Смирнов). Он привел меня в свою литстудию, которая помещалась в Доме пионеров Ленинградского района. Там все были старше меня — юноши. Но занялись мной и учили меня стихосложению по Шенгели. Там я впервые увидел Е.Кропивницкого. Он приходил на занятия с этюдником из художественного училища и уже носил очки».

Вернувшись из эвакуации, с 15 лет начал самостоятельную жизнь на московской окраине, стал примерным учеником «лианозовской школы», именованной так по названию подмосковной станции Лианозово, где в бараке жил друг Сапгира Оскар Рабин и куда с 1960-х «стали приезжать сначала молодые художники и писатели, затем журналисты и дипломаты — посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними черные "Волги" КГБ. В общем назвали нас всех "Лианозовской группой". Так теперь и записано в истории русского искусства. Меня и Игоря Холина еще звали "барачными поэтами". И жили в бараках и писали про это» — так вспоминал Сапгир в последние годы.

С юности Сапгир дружил со скульптором Эрнстом Неизвестным, писателями и поэтами В.Бахчаняном, И.Холиным, В.Левиным, В.Некрасовым.

Первая серьезная публикация — вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959 переводы эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой вернувшихся с войны литераторов: Д.Самойловым, Л.Тоомом, Б.Слуцким; последний, однажды «уставя в грудь мою палец, произнес: "Вы, Генрих, формалист, поэтому должны отлично писать стихи для детей". И тут же отвел меня к своему другу Юрию Тимофееву — главному редактору издательства "Детский мир". С тех пор я пишу для детей».

Так детская литература стала для Сапгира, как и для многих его единомышленников, едва ли не единственной возможностью пробиться к читателю. Позднее поэт признавался: «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность заработать на хлеб "взрослым" творчеством».

В 1960 в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира для детей с характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга — «Забавная азбука» (1963) — создана в традициях азбук Саши Черного и С.Маршака. Участвовал в возобновлении школьного «Букваря», «Нового букваря», где ребенок включается в словесную игру — начальные упражнения в стихосложении. В дальнейшем Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука», «Журавлиная книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на разные буквы алфавита.

Сапгир — автор более 20 пьес для детей, многие из которых поставлены в театрах России и за рубежом. Совместно с Г.Цыферовым написаны сценарии к мультфильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу». Для детей Сапгир, переводил стихи еврейского поэта Овсея Дриза, англичанина А.А.Милна (сб. «Мы с Винни-Пухом», 1994).

С 1975 Сапгир печатал свои «взрослые» стихи в западных журналах: «Грани» (№95), «Третья волна» (1976. №2; 1979. №6); «Континент» (1978. №16); «Время и мы» (1978. №62), «Neue Russische Liferatur» (1978. №1; 1983. №4-5), «Эхо» (1986. №14).

За рубежом выпустил книги: «Сонеты на рубашках» (Париж, 1976); «Стихи 87» (Париж, 1987). Публикация первой книги имеет свою предысторию: в 1975 художники-нонконформисты устроили выставку на ВДНХ. Сапгир вспоминает: «Захотелось и мне показать свое творчество. На полотняных спинах двух своих рубашек я начертил два своих сонета: "Тело" и "Дух", так их и повесили на стене павильона. Недолго они провисели. Начальство повелело их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про то, что это — образцы визуальной поэзии, никто и не подумал».

С 1989 Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах: «Радуга», «Огонек», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО». В стихах для взрослых используются приемы модернистской и постмодернистской поэтики: диалог и даже полилог с чужим текстом, фиксация свободно звучащей речи, перекличка и развитие цитат, предпочтение иронии всем остальным лирическим интонациям, отсутствие традиционных знаков препинания, определяемых возможностями поэтического потока, недосказанность, наполнение строгих жанров псалма, сонета, жития непривычным содержанием: «Дремлют дачники московские / Кира, я и Брусиловские / Парни с лыжами прошли / По вагонам путешествуя / Вдруг вошла танцуя шествуя — / Из совсем другой игры... / — Будет Авель помнить Каина... / — Вы забыли про хозяина? / Сталин — мой отец и брат! — / У старухи голос мхатовский / Книппер-чеховский ахматовский» («Жрица культа»).

Сапгир — член СП СССР (1991), русского ПЕН-центра (1991). Член редколлегий журналов «Стрелец», «Воум!», газеты международного поэтического авангарда «Поэзия» (1995). Награжден премиями фонда «Знамя» (1993), им. В.Хлебникова журнала «Стрелец» (1995, 1996).

С.А.Котельникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.269-271.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Сонеты на рубашках. М., 1976, 1989, 1993;

Черновики Пушкина. М., 1992;

Избранное. М., 1993;

Смеянцы. М., 1995;

Принцесса и людоед. М., 1996;

Лето с ангелами. М., 2000;

Лошарик. М., 2000;

Неоконченный сонет. М., 2000;

Летящий и спящий. Рассказы в прозе и стихах. М., 1997;

Московские мифы. М., 1989.

Литература:

Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917. Лондон, 1988;

«И барский ямб и птичий крик» [беседа с Г.Сапгиром] // Новое литературное обозрение. 1992. №1;

Битов А. Истина и стена // Сапгир Г. Избранное. М.; Париж; Нью-Йорк, 1993;

Орлицкий Ю. Генрих Сапгир как поэт «лианозовской школы» // Новое литераутрное обозрение. 1993. №5;

Соложенкина С. «Сновидения, забытые нами...». Перечитывая стихи Генриха Сапгира // Детская литература. 1994. №2;

Арзамасцева И.Н. Сапгир Г.В. // Русские детские писатели XX в.: биобиблиографический словарь. М., 1997. С.389-391.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС