Саладин, Салах-ад-Дин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Саладин, Салах-ад-Дин

1138-1193

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Салах-ад-Дин, Саладин

 

Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (1138- 1193) — первый султан Египта из династии Айюбидов. Победитель крестоносцев. Имя часто встречается в трудах Гумилёва. Историк пишет: «В эти годы в Европе готовился третий крестовый поход, руководимый Фридрихом Барбароссой, Ричардом Львиное Сердце и Филиппом Августом. История его известна, но вот некоторые детали этнопсихологического значения. Прибыв в Палестину и овладев Аккой, Ричард оставил у себя 2 тысячи заложников-мусульман, а потом велел их убить. У Салах ад-Дина тоже было много пленных христиан, ждавших, что их разменяют, — теперь их ждала смерть. Но Салах ад-Дин не казнил пленных, а повел своих воинов к месту, где лежали трупы заложников. После этого мусульмане стали драться, как львы. Наступление английских рыцарей к 1192 году захлебнулось» («Древняя Русь и Великая Степь», 396).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 524.


Салах-ад-Дин, Саладин, Юсуф ибн Айюб (1138 - 4.III.1193) - египетский султан (1171-1193), основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению, Салах-ад-Дин был сыном Айюба ибн Шади - одного из военачальников сирийского султана Нур-ад-дина, успешно боровшегося с крестоносцами. В 1164, 1167 и 1168 годы Салах-ад-Дин участвовал в военных экспедициях, направленных Нур-ад-дином в Египет с целью его подчинения и усиления борьбы с крестоносцами. В 1169 году был назначен египетским везиром, а в 1171 году, после смерти последнего халифа Фатимидов Адида, захватил власть в Египте и объявил себя султаном. В 1174 году, после смерти Нур-ад-дина, подчинил его сирийские владения, а также смежные с ними владения мелких иракских правителей. 3-4 июля 1187 года объединенное мусульманское войско во главе с Салах-ад-Дином разгромило крестоносцев под Хиттином (у Тивериадского озера, Палестина), 2 октября 1187 года был взят Иерусалим; к 1189 году от власти крестоносцев была освобождена большая часть Сирии и Палестины. Салах-ад-Дин возглавлял борьбу мусульманских сил во время 3-го крестового похода (1189-1192). Внутренняя политика Салах-ад-Дина характеризовалась распространением в Египте пожалований (см. Икта), строительством медресе, некоторым снижением налогового гнета. Успешная борьба с крестоносцами и высокие личные качества сделали Салах-ад-Дина популярным среди современников.

Л. А. Семенова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.


Арабский витязь Саладин

Несмотря на упадок, который переживал Египет при последних Фатимидах, он все еще оставался сильной страной. Египет не только выдержал натиск крестоносных ополчений, но и повел наступление на княжества крестоносцев в Сирии и Палестине. Честь организации борьбы против крестоносцев принадлежит Салах ад-Дину ал-Айюби, или, как он известен в Европе, Саладину. Курд, сын правителя в городе Баальбек, Салах ад-Дин прибыл в Египет в 1164 году вместе со своим дядей, который, воспользовавшись просьбой о помощи одного египетского везира, свергнутого соперником, захватил страну. После смерти дяди Салах ад-Дин стал везиром, затем в 1171 году низложил фатимидского халифа и через три года — в 1174 году объявил Египет независимым. В 1175 году Салах ад-Дин получил от аббасидского халифа диплом с подтверждением своей власти и с этого времени стал называть себя султаном. (Султан в переводе с арабского — «властитель»; в отличие от халифа он не имел религиозного авторитета, а считался чисто светским государем).

Салах ад-Дин объявил себя вождем мусульман в борьбе против неверных, «франков», как арабы называли всех европейцев. Салах ад-Дин отбирал земли у египетских феодалов и раздавал их небольшими участками своим воинам за службу. Воин, имевший такой участок, пользовался правом получать доход с живущих на нем крестьян. За это он должен был по зову являться вооруженным, один или с дружиной (это зависело от размеров участка) в армию султана. Такой участок назывался по-арабски «икта», что значит «надел». Первоначально икта давалась в пожизненное владение, но в XII веке они становятся наследственными. Практика раздачи икта, имевшая место и раньше, при Салах ад-Дине расширяется. Эти факты говорят нам о том, что в это время происходит процесс глубокой феодализации Египта. Но одновременно сохраняется и рабский труд. Размеры обрабатываемой земли в Египте в этот период составляют около 24 миллионов федданов (1 феддан — 0,42 гектара). Дельта продолжает оставаться экономически более развитой, чем Верхний Египет. Налоги в Дельте собирают серебром, в Верхнем же Египте — натурой. Для их сбора, как и при Фатимидах, существует огромный, непомерно раздутый бюрократический аппарат. Вся ирригационная система находится в руках государства. Экономические возможности страны плюс огромные богатства, накопленные Фатимидами, позволили Салах ад-Дину создать большое и дисциплинированное войско. С этим войском Салах ад-Дин и выступил в 1187 году против стремившихся в Египет крестоносцев. Он вступил в Сирию и после шестнадцати дней осады 1 июля взял город Тивериаду. 3 и 4 июля произошла решительная битва при Хиттине. Битва началась в пятницу, и день этот был печальным для крестоносцев. Их войско насчитывало около двадцати тысяч человек. Они умирали от жары и жажды в накалившихся на солнце доспехах. Цвет христианского войска погиб в ожесточенной сече. Огромное число рыцарей во главе с королем иерусалимским, Ги де Лусиньяном, попало в плен. О дальнейшей борьбе не могло быть и речи. Нельзя не отметить великодушия Салах ад-Дина в отношении к пленным. Пленному королю он оказал дружеский прием, встретив его как гостя; но тех рыцарей, которые, как он знал, занимались грабежом мусульманских купцов и Хаджиев, — ждала смерть. Вскоре после битвы при Хиттине, в результате недельной осады, Иерусалим сдался мусульманам. Одновременно в руки Салах ад-Дина попадает целый ряд других крепостей. Затем несколько небольших блестящих побед возвращают ему и остальные. В конце концов у крестоносцев остались только Антиохия, Триполи и Тир. Поражение европейцев вызвало третий крестовый поход — 1189—  1192 годов, — в котором участвовал английский король Ричард Львиное Сердце.

Городские ворота в Каире: Баб ан-Наср.

На этот раз местом решительных боев стала крепость Акка, стоявшая на берегу моря на пути в Египет. Христиане направили против нее свои основные силы и осадили город. В войне участвовали многие рыцари, которых Салах ад-Дин отпустил, получив от них обещание не поднимать против него оружие. В их числе был и король Ги де Лусиньян. На другой день после начала осады к Акке подошел с войсками Салах ад-Дин, но соединиться с осажденными не смог.

Эта осада была одним из самых крупных военных мероприятий средневековья. Она началась 27 августа 1189 года и закончилась 12 июля 1191 года, то есть длилась почти два года. Христиане имели преимущества в виде постоянно помогавшего им флота, который закрывал доступ в Акку с моря, и осадных машин. Мусульмане же имели единое руководство, при этом связь с Аккой поддерживалась с помощью почтовых голубей. Во время осады произошел целый ряд замечательных случаев. Так, например, в осажденный город и из него пробирались хорошие пловцы, которые ночью проплывали в море мимо лагеря христиан. Однажды один такой смельчак отправился в Акку с письмами и деньгами, но, видимо, силы отказали ему, и он утонул. Волнами труп прибило к берегу в Акке, и он, таким образом, все же выполнил свое поручение. «Никогда еще мы не слышали о человеке, имевшем доверие при жизни и оправдавшем его после смерти», — писал по этому поводу современный автор, биограф Салах ад-Дина. Борьба была жестокой, и особенно со стороны франков. Ричард объявил, что будет выдаваться награда каждому, кто выбьет камень из стены города или убьет его защитника. Осажденные также выказывали самоотверженность и смелость. Несмотря на обстрелы камнями из осадных машин, они мужественно защищали город, и наряду с мужчинами в борьбе участвовали женщины. Наконец, после двухлетней осады город сдался. По условиям сдачи, гарнизон Акки должен был быть отпущен при уплате 20 000 золотых монет. И здесь знаменитый Ричард Львиное Сердце, которому приписывается много великодушных деяний, показал себя жестоким завоевателем. Когда в течение месяца деньги за некоторых пленных внесены не были, он приказал убить две тысячи семьсот человек. В сравнении с Ричардом Львиное Сердце, Салах ад-Дин показал себя более гуманным. Захватив в Иерусалиме двадцать тысяч пленных, он обратил тех, кто не имел средств для выкупа, в рабов, но стариков из их числа отпустил безвозмездно. Наконец, 2 ноября 1192 года был заключен мир, по которому прибрежные территории оставались за христианами, а внутренние земли отходили мусульманам. Вскоре после этого умер и вдохновитель и руководитель борьбы арабов с крестоносцами — Салах ад-Дин. Он заболел лихорадкой и скончался в возрасте пятидесяти лет. Его могила в Дамаске до сих пор еще является местом поклонения. Он был безусловно выдающимся полководцем и государственным деятелем. При нем в Египте открывались школы, строилось много школьных зданий, мечетей; в Каире было построено два госпиталя, доступ в которые был открыт всем, независимо от состояния. Одно из учебных заведений носило его имя. Оно называлось Салахийа. Но, к сожалению, все эти сооружения не сохранились до наших дней, за исключением одного главного среди них — Каирской цитадели. В цитадели Салах ад-Дин устроил свою резиденцию. Его окружали ученые, врачи, поэты, писатели. Сам он был также очень образованным человеком: занимался поэзией, философией, теологией. Низвергнув Фатимидов, Салах ад-Дин тратил накопленные ими сокровища. На них он организовал свое войско. Их раздавал он своим телохранителям и солдатам и при этом ничего не оставлял для себя. Когда он умер, при нем было найдено всего лишь 47 диргемов и один динар.

Образ Салах ад-Дина, бескорыстного, справедливого и великодушного правителя и храброго, бесстрашного воина, отдавшего большую часть жизни делу борьбы с врагами своей новой родины, живет до сих пор в сердцах арабов и стал одним из излюбленных в народных сказаниях.

Цитируется по изд.: Петровский Н.С., Матвеев В.В. Египет – сын тысячелетий. Л., 1959, с. 170-174.


Салах-ад-Дин (Саладин) (1138-1193), египетский султан с 1175. Основатель династии Айюбидов. Возглавлял борьбу мусульман против крестоносцев.

В юности Саладин изучал богословие в сирийской столице - Дамаске и возможно, что намеревался избрать для себя духовную карьеру. Однако все же пошел по стопам своего отца и стал военным.

В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур-эд-дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нур-эд-дина Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой Земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов. Саладин стал полновластным султаном Египта - крупнейшего в то время государства в арабском мире.

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками Сирии и Палестины и большей части Малой Азии.

Первый крестовый поход начался в 1096 году. Рыцари из Франции, германских земель и Южной Италии нанесли сельджукам ряд поражений и основали на Ближнем Востоке свои первые государства. В 1099 году они штурмом овладели Иерусалимом.

Второй поход, начавшийся в 1147 году, возглавили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Тогда и прославился арабский полководец Нур-эд-дин, который не позволил французским рыцарям-крестоносцам овладеть Дамаском.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах-ад-дин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать неверных и объявил им священную войну.

4 июля 1187 года Салах-ад-дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина. В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Акра и Яффа, и крепостей крестоносцев и оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

В сентябре 1187 года султан Салах-ад-дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами Священного города была такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней там продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил низверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули Священный город.

Своими успешными действиями Салах-ад-дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147-1149 годов. При дворе Папы Римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую Землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую Землю.

В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но при этом погиб германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Акру. В ее осаде и штурме участвовали войска Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему последнему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Акры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацинов, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносного войска под командованием трех монархов на Ближний Восток, султан Салах-ад-дин вновь собрал большую египетскую армию и призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским рыцарством.

Решающее сражение между армиями английского короля и египетского султана состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе.

Салах-ад-дин первым начал сражение. Война за обладание Святой Землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход закончились тем, что египетский султан Салах-ад-дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

Его враги - крестоносцы отмечали его подлинно рыцарское поведение на войне и великодушное обращение с пленными. Он не был ни кровожадным восточным победителем, ни разрушителем культурных ценностей. Не случайно английского писателя Вальтера Скотта образ Салах-ад-дина вдохновил на создание "Талисмана", художественного исторического описания событий Третьего крестового похода.


Далее читайте:

Весь мир в XII веке (хронологическая таблица).

Крестовые походы (хронологическая таблица).

Литература:

Семенова Л. A., Салах ад-дин и Мамлюки в Египте, М., 1966;

Lane-Poole S., Saladin and the fall of the Kingdom of Jerusalim, L.-N. Y., 1926.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС