Мишле Жюль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мишле Жюль

1798-1874

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Жюль Мишле

Мишле (Michelet) Жюль (21 августа 1798, Париж – 9 февраля 1874, Йер) – французский историк романтического направления. Считая себя духовным наследником Дидро и энциклопедистов, Мишле верил в «единство науки», прогресс сознания искал в проявлениях жизни наций. Отвергая как исторический провиденциализм, так и чисто хронологический подход (уделяющий слишком много места индивидуальным действиям исторических личностей), Мишле выступал за создание новой истории, объединяющей историю народов и философское осмысление исторического процесса. В этом отношении серьезное влияние на Мишле оказали взгляды Дж. Вико, его трактовка истории как смены человеческих общностей, каждая из которых наделена собственной судьбой, верованиями, разумом.

Уже в одной из первых работ («Римская история», 1830) Мишле применяет метод изучения истории народа через интерпретацию его легенд, религиозных верований, языка. Во «Введении к всеобщей истории» («Introduction à l’histoire universelle», 1831) формулирует свою главную историко-философскую идею: последовательность столетий и культур представляет собой арену борьбы человека против природы, свободы против фатальности, и героем этой борьбы выступает народ. Идея народа, рожденного из смешения различных рас, укорененного на родной земле, подчиняющего ее своим законам и постепенно превращающегося в единую нацию, это «чудо братства» людей, ярко звучит в многотомной работе «История Франции» («Histoire de France», 1833–44). Народ – это прежде всего простые люди, составляющие основу французской нации. Перед лицом буржуазии, утратившей свое движение, народ является сувереном Будущего («Народ», «Le peuple», 1846).

В последние годы жизни Мишле оставляет занятия историей. В серии книг этого времени («Птица», 1856; «Насекомое», 1856; «Любовь», 1858; «Женщина», 1859; «Море», 1861; «Гора», 1868) он подчеркивает близкое родство человека и природы; ряд работ посвящен проблемам воспитания.

M.M.Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 584-585.

Мишле (Michelet), Жюль (21.VIII.1798 - 9.II.1874) - французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. С 1827 года - профессор Высшей нормальной школы, с 1838 года - профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии Мишле стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви (социологические этюды – «Иезуиты» ("Les Jésuites", P., 1845), «Священник, женщина и семья» ("Du prêtre, de la femme, de la famille", P., 1845), «Народ» ("Le peuple", P., 1846, рус. пер. - M., 1965)). Если в юности идеалы Мишле не шли дальше «либеральной монархии», то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая французскую революцию конца 18 века, Мишле, однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям (рассматривая экономическое неравенство как божественный закон). За отказ присягнуть Наполеону III Мишле в 1852 году был лишен профессорской кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива. В учебниках «Очерк новой истории» ("Précis de l'histoire moderne", P., 1828) и «Введение во всемирную историю» ("Introduction а l'histoire universelle", P., 1831), оказавших большое влияние на французскую историографию, Мишле обнаружил наряду со способностью к широким историческим обобщениям эклектизм философско-исторической мысли (соединение циклизма Вико с теорией прогресса Гегеля). Герой исторического процесса, согласно Мишле, - народ, без деления на классы; великие люди - лишь «символы» (выражение общественных идей, цивилизации), по существу «пигмеи», вскарабкавшиеся «на послушные плечи доброго гиганта-Народа» ("Histoire Romaine", v. 1-2, P., 1866).

Наиболее значительные из его работ - многотомная «История Франции» ("Histoire de France", v. 1-17, P., 1833-67), доведенная до 1789 года, и являющаяся ее продолжением «История французской революции» ("Histoire de la révolution française", v. 1-7, P., 1847-53), основанные главным образом на источниках (архивных и печатных), на данных языка, географии, нумизматики и др. Свою задачу историка Мишле видел в раскрытии психологии французского народа, стремился «воскресить» его прошлое с помощью художественных средств, основываясь на изучении природных условий его родины, его «этнический субстрата» - кельтов, стремясь к выявлению «народного духа» в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Исторический метод Мишле отличается субъективизмом оценок: в основе - интуиция, воображение, симпатия к изображаемым людям и явлениям.

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Oeuvres complètes, t. 1-40, P., 1893-98; в рус. пер. - Обозрение новейшей истории, СПБ, 1838; Реформа (Из истории Франции в XVI в.), СПБ, 1861; Женщина, О., 1863; История XIX в., т. 1-3, СПБ, 1883-84; Жанна Д'Арк, П., 1920; Ведьма, М., 1929.

Литература: Герцен А. И., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1946, с. 128-58; Герье В., Народник во франц. историографии, "Вестник Европы", 1896, т. 2; Кареев Н. И., Историки Франц. революции, т. 1, Л., 1924, гл. 5; Вайнштейн О. Л., Историография ср. веков, М.-Л., 1940, с. 191-93; Феизов Б. Г., Франц. романтич. историография, Л., 1956, гл. 9; Косминский Е. A., Историография ср. веков, М., 1963, с. 401-410; Monod G., La vie et la pensée de J. Michelet, v. 1-2, P., 1923; Rudler G., Michelet historian of Jeanne d'Arc, v. 1-2, P., 1925-26; Chatelain U., Michelet, ses idées sur l'histoire, P., 1930; Viallaneix P., La voie royale. Essai sur l'idée de peuple dans l'oeuvre de Michelet, P., 1959.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Oeuvres complètes, t. 1–40. P., 1890–99;

Histoire de la Revolution française, v. 1–2. P., 1962.

Литература:

Monod G. La vie et la pensée de J.Michelet, v. 1–2. P., 1923;

Barlhes R. Michelet par lui-même. P., 1954;

Viallaneix P. La «voie royale». Essai sur l’idée du peuple dans l’oeuvre de Michelet. P., 1971;

Michelet, cent ans après. Grenoble, 1975.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС