Мамин (Мамин-Сибиряк) Дмитрий Наркисович |
|
1852 - 1912 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852/ 1912) — русский писатель, драматург, публицист. Придерживаясь реалистического направления в литературе, Мамин-Сибиряк написал ряд произведений, посвященных жизни рабочих и простых людей; многие его сочинения отражают социально-политические события, происходившие в России в конце XIX — начале XX века («Приваловские миллионы», «Хлеб»). Мамин-Сибиряк писал и для детей («Аленушкины сказки»). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 164. + + +Мамин (Мамин-Сибиряк) Дмитрий Наркисович (25.10.1852 — 2.11.1912), русский прозаик, драматург. Родился в семье заводского священника. Учился в духовном училище и семинарии, Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Петербургского университета. В своих романах и рассказах писатель талантливо изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали. Наиболее известны романы: “Приваловские миллионы” (1883), “Горное гнездо” (1884), “Золото” (1892), “Хлеб” (1895), а также сб. “Уральские рассказы” (1895), “Сибирские рассказы” (1889). “Аленушкины сказки” Мамина-Сибиряка вошли в русскую детскую классику.
Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин) Дмитрий Наркисович (1852 - 1912), прозаик. Родился 25 октября (6 ноября н.с.) в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез). Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Здесь он женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт. Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" (1881 - 82), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом "Д.Сибиряк". Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который напротяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881 - 82, 1885 - 86) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. В 1890 разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М.Абрамовой и переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью. Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894 - 96), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907). В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н.с.) 1912 Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Родом из ЕкатеринбургаНи один из городов Урала не оставил такой глубокий след в творчестве и в личной жизни Мамина-Сибиряка, как Екатеринбург. В сентябре 1864 года отец привез сюда маленького Митю, чтобы поместить его в духовное училище. В середине шестидесятых годов Екатеринбург еще сохранял следы военного города — центра уральской промышленности, которая в крепостное время находилась на военном положении. Военная щеголеватость и чистота, по словам Мамина, простиралась далеко за черту города, окруженного широкой поло-сой соснового бора, который тщательно сохранялся. Екатеринбургская бурса была для Мамина «жестокой школой». Учение состояло в бессмысленной зубрежке. Дикие нравы царили в бурсе. За малейший проступок наказывали строго и безжалостно и, естественно, что все мысли ребенка летели домой, в родной Висим. Он видел отца и мать, всю обстановку родного гнезда и с особенной яркостью сознавал, что он отрезанный ломоть и что возврата-нет и не может быть... В 1868 году Дмитрий Мамин окончил духовное училище и поступил сначала в Пермскую духовную семинарию, а затем продолжил образование в Петербурге. И только через десять лет вернулся он в Екатеринбург. К этому времени Мамин пережил тяжелое Семейное горе — скончался отец; на руках Дмитрия Наркисовича осталась вся семья. Сестру я братьев нужно было поднять на ноги, учить. В городе, казалось, легче было найти работу, и Мамины переехали в Екатеринбург. Но расчеты не оправдались. На не окончившего студента смотрели с недоверием. Пришлось заняться репортерством. Заработок этот был случайным, и семейство Маминых часто испытывало нужду. Однако житейские невзгоды не мешали писателю наблюдать жизнь екатеринбургского общества, изучать его быт и нравы. В начале 80-х годов Дмитрий Наркисович жил на квартире у М. Алексеевой, с которой потом вступил в брак. Квартира эта вскоре сделалась местом дружеских встреч, задушевных бесед и споров людей, близких Мамину по духу, интересам и взглядам. Большое влияние на его литературную работу оказала М. Але-ксеева, хорошо знавшая жизнь горнозаводских дельцов. Часто посещал Мамин тихий одноэтажный домик на Коробовской улице, где жил его друг Климшин. Он с охотой принимал участие в любительских спектаклях. В 1887 году на сцене городского театра шла пьеса Мамина-Сибиряка «Золото- [85] промышленники». Увлечение театром и наблюдение над жизнью провинциальной сцены отразилось позднее в его рассказах «Буянка», «Друг артистов» и др. С течением времени Мамин принимал все большее участие в общественной жизни Екатеринбурга. 21 октября 1884 года он был избран членом Уральского общества любителей естествознания. Позднее его избрали гласным городской думы на четырехлетие 1888—1891 года. Когда в 1882 году в Екатеринбурге открылся второй съезд уральских горнозаводчиков. Мамин вел подробную запись прений и написал на этом материале очерк «Уральские дельцы». Каждый более или менее значительный факт в экономическом и культурном развитии края был предметом его пристального, зоркого внимания. Он любил Екатеринбург и с гордостью называл его «живым узлом» Урала. «Роль Екатеринбурга, — говорил он, — как горного центра на Урале, определилась совершенно «ясно с первых шагов его существования... Екатеринбург, не будучи еще городом, играл видную роль как средоточие горнозаводской администрации громадной площади, — от него зависели нынешние губернии: Пермская, Оренбургская, Уфимская, Вятская, Казанская и вся Сибирь... В пестрой среде русских городов Екатеринбург является действительно «живым узлом», особенно по сравнению с другими городами, историческая роль которых, как сторожевых, военных или торговых пунктов, давно кончилась. Петровское время строило немного, но зато петровские города носят в себе совершенно своеобразный отпечаток, точно на них отразились гениальные замыслы великого царя-преобразователя. Екатеринбург является именно таким петровским детищем». Чувство историзма, столь свойственное Мамину, помогло ему понять и оценить существенные черты Екатеринбурга. Он видел в нем не только настоящее, но и будущее Урала. Как истый патриот своего города, он принял деятельное участие в работе над первым справочником по Екатеринбургу. Он написал к нему пространное введение — историко- экономический очерк «Город Екатеринбург». Историю родного города он дал на фоне уральской горной промышленности. С этой целью он широко использовал архивный материал, воспоминания старожилов, записки Палласа, Гумбольдта, летописи Шишонко, Дмитриева. Это был труд исследователя и художника одновременно. За годы, проведенные на Урале, писатель побывал в самых отдаленных уголках Урала: и в башкирских степях, и за Чердынью. С увлечением изучал он жизнь приисков, коллекционировал уральские самоцветы. Все эти десять лет екатеринбургской жизни были заполнены кипучей и многообразной деятельностью. [86] Острый интерес к людям и событиям заставлял его искать встреч и знакомств. Нередко можно было видеть его плотную фигуру с неизменной трубкой в зубах на заседаниях Уральского общества любителей естествознания, в краеведческой библиотеке, в местных клубах, в саду. Глубокий интерес к истории родного края сблизил его с крупнейшим уральским краеведом, историком и экономистом Н. К. Чупиным. Мамин-Сибиряк неоднократно пользовался его материалами для своих произведений. Сам он, в свою очередь, оказал сильное и непосредственное влияние «на литературное движение Урала. У него учились писатели-уральцы: Погорелов, Туркин, Колотовкин, Булычев. Наиболее усердным подражателем, хотя и менее даровитым, чем остальные, был его друг Н. В. Казанцев. Когда в 1896 году Казанцев выпустил сборник повестей и рассказов, Мамин тепло приветствовал это екатеринбургское издание, которое дорого было ему главным образом тем, что содержание его было посвящено родному Уралу. Сам Мамин в эти годы писал много. Здесь были написаны: «Бойцы», «Горное гнездо», здесь он работал над своей уральской эпопеей «Приваловские миллионы». Главным местом действия этого большого социального романа является Екатеринбург, преимущественно дом Харитоновых (Приваловых): «Приваловские миллионы» — один из лучших романов Мамина-Сибиряка. Именно это произведение упрочило за ним славу бытописателя Урала, крупного мастера реалистического романа. «Приваловские миллионы» подвергались неоднократным переделкам. Но только в последней, пятой по счету, редакции произведение приняло окончательную форму, лица и сцены приобрели художественную убедительность. «На этом произведении, — писал Мамин-Сибиряк матери в марте 1882 года, — которое я высиживаю десять лет... я выучился писать». Роман был напечатан в 1883 году в журнале «Дело». В основу романа положены документы, воспоминания екатеринбургских старожилов и огромный запас личных наблюдений. История рода Привалова не что иное» как фамильная хроника крупных уральских промышленников Харитоновых, Зотовых. Многие фигуры романа описаны с натуры. Жизненная правда, верность действительности в «Приваловских миллионах» подтверждается на каждой странице. Быт старого Екатеринбурга встает перед читателем во всем его своеобразии, воспроизведенной подчас с фотографической точностью. На екатеринбургском материале написаны, кроме того, повесть «Общий любимец», рассказы «Верный раб» и «Жид», посвященный памяти одного из лучших людей города — врача Котелянского. Весной 1891 года Мамин-Сибиряк покинул Екатеринбург. Впоследствии он приезжал сюда погостить и возвращался в столицу, обогащенный уральскими впечатлениями. Связи с родным городом он не терял до самой смерти. ...Прошли годы. Немногое в городе Свердловске напоминает старый Екатеринбург. Город раздался вширь, оделся в гранит и бетон. Вокруг него выросли новые заводы, новые предместья и районы. Город, как и прежде, является «живым узлом» обширного горного края. Он бережно хранит память о замечательном русском писателе, подлинном певце Урала. «Рукописи его, находящиеся в архиве, доступны исследователям. Одна из улиц Свердловска носит имя Мамина-Сибиряка. Бюст его установлен у входа в городскую библиотеку. В домике на Пушкинской улице, где жил писатель, ныне помещается музей его имени. Но лучшим памятником Мамину-Сибиряку являются кипучая творческая жизнь его родного города, расцвет его культуры. [87] Цитируется по изд.: Свердловск. Под ред. А. Панфилова и К. Рождественской. Свердловск, 1946, с. 85-87.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |