Макарий Московский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Макарий Московский

1482-1563

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Макарий Московский

Макарий Московский, митрополит (ок. 1482-30.12.1563), в миру Михаил, родился в благочестивой московской семье. Еще в юности святой принял монашество в Рождества Богородицы Пафнутиевом Боровском монастыре, а в 1506 стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 свт. Макарий был рукоположен во архиеп. Новгородского и Псковского. Огромные культурные богатства земли этой только способствовали его книжной и просветительской деятельности. Святитель предпринял создание грандиозного свода “всех чтимых книг на Руси” — Великих Четьих-Миней, которые вошли в историю под названием Макариевских. Немало усилий приложил свт. Макарий по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Заслуги святителя в благом укреплении и развитии русской духовной культуры огромны. С 1542 — митрополит Московский и всея Руси. Был сторонником сильной самодержавной власти. Оказал огромное влияние на формирование личности Ивана IV Грозного. Именно свт. Макарий подтолкнул государя на принятие им царского титула и венчание на царство в 1547.

Память свт. Макарию отмечается 30 декабря/12 января.

Русское небо


Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного.

МАКАРИЙ (1481/82—1563) — митрополит Московский и всея Руси (с 1542), писатель, живописец. В конце XV в. стал монахом Пафнутьево-Борового монастыря. С 1526 г. — архиепископ Новгородский. Поддержал великого князя Василия при заключении брака с Еленой Глинской — матерью будущего царя Ивана IV. Один из ближайших советников Ивана Грозного. Составил обряд и венчал его на царство в 1547 г. Входил в состав Избранной рады. Придерживался взглядов «иосифлян». На Стоглавом соборе добился отказа от секуляризации церковных земель и ущемления прав церкви. Сторонник сильной самодержавной власти. При нем был составлен общерусский список святых. Один из инициаторов похода против Казанского ханства. По его указанию были составлены «Великие Четьи-Минеи» — сборник житий святых, рассказов, религиозных поучений на каждый день, «Степенная книга» и др. Содействовал началу книгопечатания в России. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 292.


Иван Грозный советуется с митр. Макарием.
Царственная книга.

Макарий (1481/82 - 31.XII.1563) - московский митрополит (с 1542 года) и политический деятель. Макарий активно содействовал утверждению власти Ивана IV, упрочению официальной русской церкви и церковной иерархии. Под его влиянием и при личном участии Иван IV в 1547 году принял титул царя. Макарий участвовал в решении важнейших государственных вопросов (реформах в государственного управлении и др.), он был одним из вдохновителей Казанских походов. Макарий был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на так называемом Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. По его инициативе с целью ликвидации местных культов церковные соборы 1547 и 1549 годов канонизировали около 50 новых "святых". При участии Макария составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод. В них, как и в публицистических произведениях (посланиях, поучениях, толковых грамотах), Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве.

В. И. Сергеев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Макарий, митрополит Московский и всея Руси с 1542 (1482–30.12.1563), государственный и церковный деятель, православный святой. Родился в Москве. При крещении его нарекли Михаилом. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архим. Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В к. XV в. юный Михаил поступил в Пафнутьево-Боровскую обитель, где получил воспитание. Во время пребывания в Пафнутьевском монастыре (до 1523) инок Макарий сформировался как большой книголюбец и иконописец. В 1523 Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. 4 марта 1526 была совершена хиротония владыки Макария в архиепископы Новгорода и Пскова, на старейшую архиерейскую кафедру Московской митрополии. При отправлении Макария к месту своего архипастырского служения вел. кн. Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478.

Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди карело-финского населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание архиеп. Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При Макарии провели реставрацию многих новгородских икон и церквей, отлили большой колокол для кафедрального Софийского собора, поновили его фрески, украсили его иконостас. По указанию Макария в Пскове построили архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Собравшиеся вокруг него писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых и служб, переводили различные греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четьих-Миней», данная в 1541 в Софийский собор. Литературное окружение митр. Макария ученые назвали «академией XVI в.».

В 1542 архиеп. Макария поставили митрополитом Московским и всея Руси. Он стал высшим официальным царским советником, считавшим самодержавие необходимым оплотом Православия. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV 16 янв. 1547. Царь Иван Грозный всегда с уважением отзывался о своем «отце-митрополите». В 1547 и 1549 по инициативе Макария созывались Церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых и замены местных священных преданий преданиями общерусскими.

Крупнейшей заслугой митр. Макария стало открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг. Не меньшей заслугой святителя является создание еще двух списков «Великих Четьих-Миней», при работе над которыми Макарий выступал как руководитель, редактор и автор. При его участии было составлено 60 новых житий.

В последние годы своей жизни Макарий занимался составлением «Степенной книги», играя роль руководителя и редактора. Современники Макария видели в нем святого подвижника и почитали его.

После смерти его похоронили в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария и причисление к лику святых подвижников прошли на Церковном соборе 1988. День памяти: 30 дек. (12 янв.).

Аксенова Г.

Использованы материалы сайта «Русский биографический словарь» www.rulex.ru


Макарий (ок. 1481/1482 - 1563, Москва) - церковный деятель. Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутьевом Боровском монастыре, где прожил 17 лет и стал убежденным последователем Иосифа Волоцкого. В 1506 стал архимандритом Можайского Лужицкого монастыря. В 1526 был назначен архиепископом Новгорода. Макарий был одним из самых образованных людей России своего времени и вокруг него сформировался кружок книжников, с которыми он занимался реформаторской деятельностью в благочинном иосифлянском духе. В 1542 Макарий был поставлен митрополитом моек. и всея Руси, активно участвуя в гос. деятельности в 40-е и 50-е гг. Способствовал мероприятиям, направленным на упрочение власти Ивана IV и рус. церкви. Под влиянием Макария Иван IV Грозный принял титул царя в 1547. Жесткая централизация нужна была и церкви. В разных землях молились разным святым. Макарий не "разжаловал" местных святых, а мудро включил их в общерусский пантеон на соборах 1547 и 1549. На Стоглавом соборе 1551 Макарий добился провала правительственного стремления секуляризировать церковные земли, поставил задачу улучшить нравы духовенства, чтобы поднять его авторитет. Еще в Новгороде Макарий начал собирать "Великие Четьи-Минеи", куда вошли жития, поучения, повести и сказания, монастырские уставы и исторические сочинения - свод ортодоксальной лит-ры, к-рый должен был включить в себя "все книги чтомые, которые в Русской земле обретаются", над к-рым Макарий трудился более 20 лет. Под руководством Макарий началось составление Лицевого летописного свода - грандиозной летописной работы сер. XVI в. В Москве при содействии и с его благословения был создан Печатный двор - первая рус. типография.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Литература:

Будовиц И.У. Митрополит Макарий и его деятельность // Религия и церковь в истории России. М., 1975.

Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947 (см. указат.);

Голубинский Е., Митрополит Макарий, в его кн.: История рус. церкви, т. 2, ч. 2, М., (б. г.);

Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 71-90;

Смирнов И. И., Очерки политич. истории рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС