Лидин Владимир Германович |
|
1894-1979 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Германович ЛидинЛидин Владимир Германович (1894 - 1979), прозаик. Родился 3 февраля (15 н.с.) в Москве в купеческой семье. Получил хорошее домашнее образование, что дало возможность успешно учиться в московском университете, где он изучал ориенталистику (востоковедение) и юриспруденцию. В студенческие годы время от времени публиковал небольшие рассказы. В 1905 окончил университет. В 1916 вышел в свет первый сборник рассказов Лидина - "Трын-трава", в 1917 - "Полая вода". Во время гражданской войны был в рядах Красной Армии, воевал на разных фронтах, в Сибири. В первые годы после революции несколько раз совершил поездки по Западной Европе и Ближнему Востоку. После 1922 много печатается: сборники рассказов "Мышиные будни" (1923), "Норд" (1923) и др., сборник очерков - "Пути и версты" (1927), романы - "Идут корабли" (1926), "Отступник" (1927). В эти годы Лидин не раз подвергался нападкам критики, называвшей его буржуазным писателем. В 1930-е пишет произведения о строительстве новой жизни на Дальнем Востоке - "Великий, или Тихий" (1933) и др. Во время Отечественной войны был военным корреспондентом "Известий", некоторые его очерки этого времени собраны в книге "Зима 1941 года" (1942). Лидии встречался со многими писателями, актерами, художниками, воспоминания о которых составляют содержание книги "Люди и встречи" (1957). Преподавал в Литературном институте им. М.Горького. В 1970-е выходят сборники рассказов - "Голубое руно", "Все часы времени", "Отражение звезд. Рассказы 1974 - 1976" (1978). Умер В.Лидин 27 сентября 1979 в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Лидин (настоящая фамилия Гомберг) Владимир Германович [3(15).2.1894, Москва — 27.9.1979, Москва] — прозаик. Родился в семье служащего. Окончил Лазаревский институт восточных языков и юридический факультет Московского университета. Писать начал очень рано. Уже в 1908 в журнале «Весна» были напечатаны его первые рассказы «Весна» и «Житейское». Регулярные публикации рассказов Лидина начались в 1912 г. в журнале «Путь», «Солнце России», «Новая жизнь», «Мир женщины», «Лукоморье» и многих других. В 1913 в журнале «Хмель» были опубликованы небольшие повести Лидина «Холодные дни» (№3) и «Призраки сердца» (№ 4-6). Первые авторские сборники Лидин появились в 1916 — «Вороные кони» и «Трын-трава». В них, а также в вышедшей в 1917 книге «Полая вода» Лидин использовал уже отстоявшийся жизненный материал, повествовал о старой аристократии, уходящем дворянстве, набирающей силу буржуазии. В этих рассказах заметно чувствовалось влияние чуть ли не всей русской классики, но особенно А.Чехова и И.Бунина. Первую мировую войну Лидин провел в качестве военного корреспондента на Западном фронте. Зимой и весной 1918 жил в Москве и активно участвовал в бурной тогда литературной жизни. В янв. вошел в организованное А.Толстым, И.Буниным, К.Бальмонтом, В.Брюсовым и др. профессиональное бюро писателей. До середины лета, пока власти резко не ограничили свободу слова, еженедельно выступал на многочисленных литературных и благотворительных вечерах вместе с другими московскими писателями, поэтами, музыкантами, артистами. Затем оказался на фронтах Гражданской войны в красноармейских частях. Впечатления этих лет дали темы для рассказов, написанных в 1917-1919 годы и собранных в книгу «Моря и горы» (1922). Здесь уже не осталось следа от былой благодушной мечтательности и неторопливых наблюдений; нервно и тревожно зазвучали мотивы жертвенности, тоски, автора и героев осаждали мрачные предчувствия. В одной из статей, посвященных творчеству Лидина, И.Эренбург писал об этом периоде его жизни: «Лидин долго искал и своей темы и своей формы. Он начал с безупречного эстетства, выгодно выделяясь спокойствием усмешки и зоркостью замонокленного глаза. Революция изменила темп дыхания. Лидин отрекся от всех прежних книг и стал метаться. Ему пришлось переболеть весьма распространенной болезнью последних лет: я назвал бы ее взрывом "славянофильства" или, точнее, "пильнячеством", обращение к сюжету, синтаксис расслабленный, как будто он млел на полатях, своеобразный, развинченный патриотизм и пр.» (Новая русская книга. Берлин, 1923. №5-6. С.17). В 1920 Лидин в составе отряда красногвардейцев уехал в Восточную Сибирь воевать с Колчаком. Этот эпизод его жизни отразился в рассказе «Песнь» (1920) — об установлении советской власти в большом сибирском городе. Масштабы происходящего толкали Лидин на попытки создания эпопеи. С такими целями он в 1922 написал 3 повести — «Курга-баба», «На путях» и «Повесть о многих днях». Однако вырваться из освоенного им жанра короткого рассказа Лидин не сумел. «Повесть о многих днях» напоминала летопись, состоявшую из большого количества эпизодов, сцен, героев, сюжетно почти не связанных между собой. Мало соответствовали жанровым признакам и другие повести. Лидин снова вернулся к жанру рассказа и создал одну из своих лучших книг — сборник «Мышиные будни» (1923). Это весьма убедительные, с оттенком натурализма новеллы о непривлекательности существования «бывших людей», пострадавших от революции, но уцелевших и теперь пытающихся тихонько пересидеть события в своих «мышиных углах». В то время эти рассказы стали одной из первых книг Лидина, заинтересовавших зарубежных читателей и вышедших не только у нас, но и за границей. В России «Мышиные будни» в момент выхода книги воспринимались как обличение «осколков старого мира», не понимавших окружающей действительности. В 1923 Лидин вновь попытался создать широкомасштабное полотно, написав повесть «Морской сквозняк», но и здесь остался рассказчиком. Помимо России действие попеременно происходит во Франции, в Германии, Латвии. Тщательно выписанные портреты, характеры, судьбы отдельных людей мелькают в калейдоскопе сцен, картин, эпизодов. 25 глав повести — это 25 вполне самостоятельных, сюжетно завершенных новелл, связанных между собой лишь общими персонажами. И.Эренбург, в то время внимательно следивший за творчеством Лидина, прочитав повесть, написал автору: «Многое в ней мне очень понравилось <...>. К недостаткам (или свойствам, мне чуждым) я отношу <...> отсутствие единого объединяющего сюжета — порой кажется, что это том превосходных рассказов в комплекте журнала за год, то есть начало 1-го рассказа, 2-го и т.д., потом продолжение 1-го, 2-го и т.д.» (Цит. по: Попов В., Фрезинский Б. Илья Эренбург: Хроника жизни. СПб., 1993. С.304-305). Еще одну попытку вернуться к форме большого полотна предпринял Лидин в романе «Идут корабли» (1926), посвященном судьбе интеллигенции. Но и на этот раз писатель остался самим собой, создав сборник новелл. И только в следующих романах — «Отступник» (1927) о развращающем влиянии нэпа и написанных на производственную тему «Искателях» (1928) — Лидин овладел искомой формой, однако сами эти произведения не стали для писателя большим творческим достижением. Будучи весьма плодовитым, Лидин создавал по нескольку произведений в год. В 1923 вышло 5 его книг, в 1925 и 1926 — по 4, в 1927 — 3 книги. Выпущенное в 1928-30 6-томное СС Лидин получило признание критики и вызвало интерес читателей. С начала 1930-х Лидин стал корреспондентом газет; из газетных материалов сложились книги очерков «Путина» (1930), «О Дальнем Востоке» (1931). Беллетристические произведения этих лет, как и в начале 1920-х, имели нетрадиционное построение. В повести «Могила неизвестного солдата» (1930—31) сюжетные линии почти не пересекаются, а в романе «Великий или Тихий» (1932) сквозные сюжеты, как и сквозные герои, вообще отсутствуют. Эти характерные для Лидина особенности придавали его творчеству определенное художественное своеобразие. С середины 1930-х Лидин одну за другой выпускал книги «Сын» (1936), «Большая река» (1937), «Изгнание» (1947), «Две жизни» (1950), профессионально написанные, но не вызывающие особого интереса у читателей. Такая же судьба была и у сборника рассказов «Ночные поезда» (1959), «Дорога журавлей» (1962), «Шум дождя» (1963). Второе дыхание, свое место в литературе и своего читателя Лидин нашел в книгах «Люди и встречи» (1957) (воспоминания о многих писателях, художниках, артистах) и «Друзья мои — книги» (1962) (увлекательные эссе мемуарного характера), выдержавших несколько изданий. В.В. Попов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 431-433. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС в 6 т. М., Л., 1928-30, СС в З т. М, 1973-74, Рассказы, повести, воспоминания М, 1954, Повести и рассказы Избранное М., 1958, О писательском деле М, 1963, Сердца моего тень М., 1965 Литература:Лежнев А. В.Лидин // Лежнев А. Литературные будни М, 1929 С.273-280, Федосеев Г. Творчество Владимира Лидина //Новый мир 1936 №10 С.192-206, Левин Ф. [Послесл ] // Лидин В. Повести и рассказы М, 1963, Монастырская Н. Творчество Владимира Лидина 20-30-х годов Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд филол наук М, 1984
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |