Кутневич Василий Иванович |
|
1786-1865 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кутневич Василий ИвановичКутневич Василий Иванович (1786, с. Гладково Могилевской губ. - 1865) - представитель духовно-академической философии, первый профессор философии пореформенной Московской духовной академии, основатель школы «философствующего теизма». По окончании Могилевской семинарии в 1804 году поступил в Александро-Невскую академию. С 1808 года - учитель философии в Могилевской семинарии, преподавал также математику и немецкий язык. В 1814 году закончил преобразованную Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 1816 по 1824 годы - профессор философии Московской духовной академии. Понятие философии, по Кутневичу, определено самой сущностью человеческой природы: «Природа человеческая двояка: телесная и духовная, поелику же философия есть произведение свободной мысли человеческой, то, когда говорим о философии, мы должны обратиться к чисто духовной природе человека». Из природы человека Кутневич выводит 4 задачи, к решению которых стремится человек в силу наличия у него разума: 1) что такое я, или мир субъективный? 2) что такое не я, или мир объективный? 3) какая первая или высшая причина этих миров? 4) что мне должно делать? что я могу знать? В этих задачах Кутневич усматривает сущность («materia») философии, которая разделяется им на теоретическую и практическую. Первая включает в себя логику, имеющую своим предметом саму способность мышления; метафизику, дающую систему познаний о Боге, мире, душе из начал самого разума; и опытную психологию, исследующую предметы, «поколику они представляются чувствам». Несмотря на большую роль философии в познавательной жизни человека, человеческий разум, осуществляющий познание, имеет определенные пределы, его деятельность не распространяется на предметы Откровения. Признавая наличие у человека способности к «чувственным впечатлениям», Кутневич выделяет 2 вида познания в смысле способности человека к образованию «двух типов познаний» - опытных (a posteriori), имеющих своим источником «впечатления предметов на чувственные органы», и умственных (a priori), происходящих из одного только разума. В то время как опытные понятия случайны и зависят от чувственного восприятия, умственные познания по своему происхождению (но не по времени образования) предшествуют всякому опыту, «их извлекает разум из самого себя, поэтому их главный характер - необходимость и всеобщность». Отношения между опытными и умственными понятиями Кутневич определял следующим образом: собрание сведений человек заимствует из опыта, подводит их к действию познавательной способности—рассудку, который путем их сравнения, отвлечения и ассоциации приводит в единство сознания и образует общие понятия, а разум сравнивает эти понятия с своими идеями и из начал объясняет возможность самого бытия. Кутневич не создал оригинальной философской системы, однако именно его лекции дали общее направление преподавательской и творческой деятельности профессор философии МДА и тем самым положили начало «школе верующего разума», составляющей ядро духовно-академического философствования. И. В Цвык Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 313.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Вступительная лекция по философии // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1864. Ч. 23; О религии патриархов до закона живших и о пользе и важности церковной истории. Спб., 1807. Литература:Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814—1870). М., 1879; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в, М... 2002.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |