> XPOHOC > БИОГРАФИИ > КАБ > КАМ > КАР > КАСКВКИ > КОБ > КОН > КОР > КР > КУ >
ссылка на XPOHOC

Самуэл Купер

1609-1672

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Купер - Портрет Оливера Кромвеля 1650-е годыСамуэл Купер (1609-1672). Его называли «Ван Дейком в миниатюре», «королем портрета» и еще—«первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи».

Сегодня репутация Купера так же высока, как и при жизни. В отличие от многих художников, ему не пришлось годами ждать признания. В свои 30 лет он уже считался одним из лучших миниатюристов Европы.

О жизни Купера известно очень мало. Государственные бумаги, редкие упоминания современников и несколько писем друзей Купера—вот то немногое, чем пользуются его биографы. А между тем многочисленные связи и знакомства в высших кругах общества, где протекала жизнь Купера, могли бы оставить более ощутимые свидетельства его жизни. Он много путешествовал по странам Европы, был знаком с величайшими умами Франции, Голландии, Англии. Очевидно, он был широкообразованным человеком. Современники упоминают о его замечательных способностях музыканта и о знании многих иностранных языков. Короткую характеристику Купера оставил нам Козимо III Медичи. Он много слышал об этом художнике еще до своего приезда в Англию в 1669

году, знал, что мало кто возвращается из Лондона, не попытавшись заполучить свой портрет работы Купера, которого высоко чтят в королевстве и за его пределами. Козимо III описывает Купера как «маленького человека, живого и остроумного, любезного хозяина своего великолепно обставленного дома».

Самуэля Купера и его старшего брата Александра воспитывал их дядя—Джон Хоскинс, художник-миниатюрист. Он же был первым учителем Купера. Редкостные способности племянника приводят к тому, что портреты заказчиков начинает писать исключительно Купер, Хоскинс же работает лишь над фоном. Очень скоро племянник превосходит дядю, а его популярность начинает расти с невероятной быстротой. Можно предположить, что Купер прекратил совместную с Хоскинсом работу с тех пор, как переехал в собственный дом около 1642 года. Отныне все работы художника датированы и подписаны.

Купер был женат на Кристине Тёрнер—одной из семнадцати детей йоркширского землевладельца. Ее родная сестра Эдит была матерью известного поэта Александра Попа. Куперы, видимо, были бездетны. Во всяком случае, составляя завещание, Купер назвал жену единственной своей наследницей. Она была моложе его на 14 лет и намного пережила мужа. Единственный известный нам ее портрет— великолепная незаконченная миниатюра из коллекции герцога Портлендского.

В ранних работах Купера заметно влияние Хоскинса. Позднее, как и многие художники его времени, Купер увлекся живописью Ван Дейка и неоднократно копировал его работы. Он полностью овладел барочным рисунком и тонкой моделировкой, свойственной масляной живописи на холсте, и сумел воспользоваться ими в своих акварельных миниатюрах. Этот прием был чем-то совершенно новым, неизвестным его предшественникам—Хийарду, Оливеру, Хоскинсу, чьи работы шли от традиций книжной миниатюры. Известная миниатюра этого периода—портрет Маргарет Лемон в мужском костюме—свидетельствует о зрелом мастерстве художника.

В отличие от многих модных портретистов его времени, Купер умел передавать индивидуальные черты своих моделей. Его портреты отличает тонкая цветовая гармония, лица тщательно промоделированы, характеры живые и выразительные. Большинство миниатюр выполнено на фоне пейзажа, краски фона приглушены, в то время как лица и костюмы выделяются своим ясным чистым цветом. Купер не любил писать аксессуары, предпочитая сосредоточиваться на характере модели. Однако если ему приходилось по воле заказчика писать пышные наряды, сложные прически—он справлялся с этим с большим блеском. Он одинаково хорошо выполнял мужские и женские портреты и писал свои модели с симпатией и пониманием. Таков портрет архиепископа Кентерберийского—Жилберта Шелдона (1667) или прекрасная миниатюра Джеймса, герцога Йоркского (1661), хранящаяся в музее Виктории и Альберта; замечательна серия миниатюр из коллекции герцога Портлендского. Стоимость миниатюр Купеpa неуклонно росла. Если в 50-х годах портреты Купера стоили 12 фунтов, то через двадцать лет Козимо Ш Медичи платил ему уже 150 фунтов, то есть Купер получал за свою работу столысо же, сколько ведущие «большие» живописцы его времени. Единодушное согласие скупой английской аристократии щедро оплачивать труд художника—наиболее ощутимое свидетельство его славы.

Интересно, что репутация Купера-художника ставила его выше всех политических бурь и интриг. И тот факт, что в период Английской республики он работал для Кромвеля и его окружения, не составил препятствия для королевского и придворного покровительства, которое он получил тотчас же после Реставрации.

В 50-е годы Купер создает несколько замечательных портретов Оливера Кромвеля, в том числе его самую известную незаконченную миниатюру начала пятидесятых годов; усталое, волевое лицо Кромвеля передано с редко встречающейся в XVII веке силой реализма. Купер пишет миниатюрные портреты Елизаветы Борчир—жены Кромвеля, его дочерей, сыновей, соратников. Он так занят этой работой, что остальным заказчикам почти невозможно добиться чести позировать ему.

1660 год в Англии—год Реставрации. Король Карл П, сын казненного Карла 1, возвращается в Лондон. Первые его действия—казнь убийц отца, повешение вырытого из могилы тела Кромвеля и... посещение студии Купера.

Карл II был большим любителем живописи. Как и следовало ожидать, Купер пишет бесконечное число его портретов. На знаменитой миниатюре 1665 года король изображен в парадной одежде с орденской лентой и орденом Подвязки. Свои лучшие миниатюры Купер создает в последние двенадцать лет жизни. Карл II производит его в королевские портретисты и назначает ему ежегодное жалованье. Купер пишет миниатюры короля, его многочисленных возлюбленных, их потомство, придворную знать. Количество заказов превышает его возможность справиться с ними и удовлетворить всех желающих.

До недавнего времени были известны лишь два рисунка Купера: набросок Карла II (Виндзор) и рисунок Томаса Алкока (Эшмолен музей,0ксфорд). Несколько лет назад было обнаружено еще четыре великолепных рисунка, позволяющих понять восторги современников Купера, упоминающих его «редкий карандаш», которому, возможно, нет равных в Европе.

До последних дней Купер продолжал работать с неиссякаемой энергией и неослабевающим мастерством—примером тому может служить великолепная миниатюра лорда Шлифор-да, датированная 1672 годом—годом смерти художника.

Имя Купера высоко ценится в Англии и за ее пределами. Англичане считают его самым великим миниатюристом XVII столетия.

Использованы материалы статьи Е.Поляковой в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС