Кропоткин Петр Алексееви
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кропоткин Петр Алексееви

1842 - 1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Алексеевич Кропоткин

П.А.Кропоткин работы Ю.К.Арцыбушева.

Сочетал позитивизм с материализмом

Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) — русский теоретик анархизма, ученый-географ. В 70-х гг. участвовал в движении народничества. Во время Первой мировой войны был шовинистом-оборонцем. Выступая против марксизма и диктатуры пролетариата, он все же признал в конце жизни историческое значение Октябрьской революции. Развивал теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который якобы можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции; последнюю он считал закономерным явлением исторического процесса (Ленин высоко ценил работу Кропоткина «Великая французская революция», 1909). Будущее общество Кропоткин представлял как федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Философские взгляды Кропоткина сочетают позитивизм и механистический материализм. Марксистскому пониманию истории он противопоставлял концепцию абстрактной солидарности и взаимопомощи, которые выводил из биопсихологических условий существования организмов и рассматривал как основной фактор социального и нравственного прогресса (от родового быта общество переходит к сельской общине, затем к республике вольных городов). Отвергая диалектику, Кропоткин единственно научным методом мышления считал индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды Кропоткина большое влияние оказали теории Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Сочинения: «Хлеб и воля» (1892), «Взаимная помощь, как фактор эволюции» (1902), «Современная наука и анархия» (1913), «Этика» (1922) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 209.


Вернуться на главную страницу Кропоткина.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС