Кроче Бенедетто |
|
1866—1952 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бенедетто Кроче
Кроче (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л'Акуила,— 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель, представитель неогегельянства. В 1902—1920 годы профессор в Неаполе. В 1903 году вместе с Дж. Джентиле начал издание журнала «Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший почти исключительно собственные статьи и рецензии Кроче (с 1944 выходил не периодически как «Quaderni della critica»). Кроче был крупнейшим представителем итальянского либерализма, противником фашистского режима. В 1943—1947 годы возглавлял воссозданную им либеральную партию. Мировоззрение Кроче сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). Благодаря Лабриоле, лекции которого слушал Кроче, он познакомился с марксизмом, однако при наличии интереса к марксистской философии и социологии («Исторический материализм и марксистская экономика», 1901, рус. пер. 1902) оставался противником марксизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом в Италии. Становлению собственного учения Кроче во многом способствовало изучение философии Вико. Кроче определяет свою философию как «абсолютный идеализм». Дух проявляется в теоретических (логических и эстетических) и практических (этических и экономических) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое — на частное. Соответственно философия делится Кроче на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается Кроче по принципу так называемой диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень — эстетическая интуиция — автономна по отношению ко второй — логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания Кроче отводит интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую Кроче определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой». Сущность поэзии Кроче видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий; отсюда поэзию как незаинтересованное созерцание Кроче противопоставляет «прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т. п. культурные ценности. Так как дух у Кроче историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. Кроче явился основоположником влиятельной «этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 века. Эстетические идеи Кроче получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (так называемая идеалистическая школа в филологии К. Фослера, Л. Шпитцера и др.). Кроче оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в первые десятилетия 20 века. Влияние его стало падать в 1940-х годах, в частности благодаря работам итальянских марксистов (А. Грамши и др.), подвергших критике идеалистические концепции Кроче и его учеников. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Saggi filosofici, V. 1—14, Bari, 1922—52; Filosofia dello spi-rito, nuova ed., v. l—4, Bari, 1948—58; Epistolario, v. l—2, Napoli, 1967—69; и рус. пер.— Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920. Литература: Аббате М., Философия Б. К. и кризис итал. общества, пер. с итал., М., 1959; Гарин Э., Хроника итал. философии 20 в. (1900—1943), пер. с итал., М., 1965; Топуридзе Е. И., Эстетика Б. К., Тб., 1967; Андреев М. Л., От де Санктиса до К., в кн.: Проблемы итал. лит-ры кон. 19 — нач. 20 вв., М., 1982; G r am sei Α., II materialismo storico e la filosofia di B. Croce, Torino, 19492; С i one E., Bibliografia crociana [Monza], 1956; Niсolini F., B. Croce, Torino, 1962. Вернуться на главную страницу Кроче
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |