Ковалевский Максим Максимович |
|
1851—1916 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Максим Максимович Ковалевский
Ковалевский Максим Максимович [27.8(8.9). 1851, Харьков,— 23.3(5.4). 1916, Петроград], русский социолог, историк, правовед, этнограф, академик Петербургской АН (1914; член-корреспондент 1899). Один из основателей Московского психологического общества (1884). Издатель журнала «Вестник Европы» (1909—1916). Один из основателей конституционно-монархической Партии демократических реформ; депутат 1-й Государственной думы, с 1907 года член Государственного совета. Мировоззрение Ковалевского сформировалось под влиянием позитивизма Конта и Спенсера (Ковалевский был лично с ним знаком), что предопределило его интерес к социологической проблематике и критическое отношение к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на близкое знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом, Ковалевский марксизма не принял, усматривая в нём односторонний «экономический детерминизм». В то же время Ковалевский испытал определенное влияние марксизма, что отразилось в его интересе к истории землевладения, экономические проблемам, в стремлении объяснить развитие политических идей политической практикой и т. п. Центральное место во взглядах Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он с абстрактно-гуманистических позиций видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами; этот процесс происходит, по Ковалевскому, под влиянием мн. причин, среди которых нельзя выделить какую-либо одну, главную. Одной из основных задач социологии Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразия её форм. Выступая как против односторонности психологических, биологических, географических и прочих объяснений исторического процесса, так и против его мистифицирования, Ковалевский признавал наличие как частных, так и более общих объективных законов общественного развития (например, Ковалевский считал, что главным «двигателем» развития народного хозяйства является рост народонаселения). Выявление этих законов, по Ковалевскому, должно основываться на изучении и обобщении массы эмпирического материала. Исходя из учения о прогрессе, Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, но считал, что она становится неизбежной, когда «правители», избегая назревших реформ, «искусственно» пытаются препятствовать объективно необходимому социальному прогрессу. В своих конкретных исследованиях Ковалевский применял сравнительно-исторический метод, характеризуя его как «параллельное изучение» фактов и явлений общественной эволюции различных народов, на основе которого можно выявить «общую формулу поступательного движения общественной жизни». Разрабатывая теорию сравнительно-исторического метода, Ковалевский видел в нём главное оружие в борьбе с субъективизмом и произволом в исторической науке. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали конкретные исторические и этнографические исследования Ковалевского. Но абстрактно-гуманистических идеи Ковалевского теоретически обосновывали буржуазный либерализм, а в политической практике вели к защити реформизма, к попыткам примирения в России демократии и монархии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, M., 1879; Совр. обычай и древний закон. Обычное право осетин « историко-сравнит. освещении, т. 1—2, М., 1886; Первобытное право, в. 1—2, М., 1886; Происхождение совр. демократии, т. 1—4, М., 1895—97; Мое науч. и лит. скитальчество, «Рус. мысль», 1895, кн. 1; Экономич. рост Европы до возникновения капиталистич. х-ва, т. 1—3, М., 1898—1903; Совр. социологи. СПБ, 1905; От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1—3, СПБ, 1906; Социология, т. 1—2, СПБ, 1910; Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939. Литература: [Маркс К.], Конспект кн. M. M. К. «Общинное землевладение...», «Сов. востоковедение», 1958, № 3—5; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; Т и м и p я-зев К. А., Памяти друга, Соч., т. 8, [М.1, 1939; Сафронов Б. Г., М. М. К. как социолог, [М.1, 1960; Социологич. мысль в России, Л., 1978; Материалы для биографич. словаря действит. чл. имп. АН, ч. 2, П., 1917 (наиболее полная библ.). Вернуться на главную страницу М.М. Ковалевского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |