Костомбров Николай Иванович |
|
1817-1885 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Иванович Костомаров
Костомаров Николай Иванович (4.V.1817 - 7.IV.1885) - русский и украинский историк, этнограф, писатель. Окончил Харьковский университет (1836). Общественно-политические и исторические взгляды Костомарова формировались под влиянием И. И. Срезневского, Д. Н. Бантыш-Каменского, Н. А. Марковича и других. В 1841 году подготовил магистерскую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России», которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки темы. В 1844 году защитил диссертацию: «Об историческом значении русской народной поэзии». С 1846 года - профессор Киевского университета. Один из организаторов тайного Кирилло-Мефодиевского общества и авторов его устава и программы. В 1847 году был арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 года служил в Саратовском статистическом комитете, собирал сведения об истории губернии и ее экономике, опубликовал статью «О промышленной, ремесленной и торговой деятельности в уездных городах Саратовской губернии в 1853 г.» (1854), «Очерк истории Саратовского края...» (1858), «Великорусские народные песни, собранные в Саратовской губернии» (1854) и др. В Саратове Костомаров познакомился с Н. Г. Чернышевским. В 1859-1862 годы - профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка, работы по истории народных движений («Борьба украинских казаков с Польшей в первую половину XVII в.», 1856, «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», 1857, «Бунт Стеньки Разина», 1858), выступления в «Современнике» («Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетия», 1857-1858, и др.), в «Отечественных записках» и критика «казенной истории» создали Костомарову широкую известность, а его лекциям придали общественно-политическую значимость. Костомаров был одним из организаторов и сотрудников украинского журнала «Основа» (1861-62), в котором опубликовано свыше 20 статей: «Две русские народности», «Гетманство Выговского», «Мысли о федеративном начале в Древней Руси» и другие. Революционеры (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) поддерживали Костомарова в отстаивании прав украинского народа на развитие своей культуры, в его борьбе с польскими дворянско-буржуазными шовинистами (А. И. Герцен опубликовал 15 января 1860 года в «Колоколе» статью Костомарова «Украина»), в критике концепции историков государственной школы и, в частности, норманской теории, видели в общественно-политических и исторических воззрениях Костомаров черты оппозиционности. Вместе с тем они критиковали либеральную ограниченность и религиозный мистицизм Костомарова. В 1862 году Костомаров отказался поддержать протест против ссылки профессора П. В. Павлова, что вызвало возмущение передовых студентов, и вынужден был уйти из университета. Произошел разрыв и с Н. Г. Чернышевским и более тесное сближение Костомарова с либеральными националистическими кругами. Важнейшие вопросы русской и украинской истории Костомаров толковал с позиций буржуазной историографии. Его теория «двух начал» - вечевого и единодержавного - в основе своей была националистической, идеализировала прошлое украинского народа. Идея об исключительных особенностях Украины обусловила в значительной мере обращение Костомарова к этнографическому материалу как основному, по его мнению, для раскрытия истории народа. Последнюю Костомаров считал основным предметом исторической науки и критиковал официальную историографию за узкое толкование задач этой науки - как политической истории. Однако понимание Костомаровым истории народа было ненаучным: он не касался экономических ее сторон, полагая главным исследование быта, «народной психологии», «духа народа». Средством для этого Костомаров и считал этнографию. Монографии Костомарова содержали богатый этнографический и фольклорный материал, раскрывавший бытовую историю. Популярности его трудов содействовала и полубеллетристическая форма изложения, в жертву которой, однако, а также в угоду своей концепции истории Украины, автор нередко приносил верность источнику. Костомаров выступал и как писатель: он автор драмы на украинском языке «Савва Чалый» (1838), исторический романа «Кудеяр» (1875) и др. А. Г. Беспалова. Ростов-на-Дону. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Сочинения:Собр. соч., т. 1-21, СПБ, 1903-06; Рус. история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, т. 1-3, 7 изд., П., 1915; Автобиография, М., 1922; Науково-публiцистичнi i полемiчнi писания. Зiбранi заходом Академiчноï комiсiï укр. историографiï, (X.), 1928; Евтнографiчнi писания, там же, 1930. Литература:Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960; Астахов В. И., Курс лекций по рус. историографии, ч. 2, X., 1962; Житецкий И., Профессорская деятельность Н. И. Костомарова, "ГМ.", 1917, No 5-6; Маркевич А., Костомаров Н. И., РБС, т. 9, СПБ, 1903; Неслуховский Ф. К., Из моих воспоминаний, "ИВ", 1890, т. 40; Семевский В. И., Н. И. Костомаров. 1817-1885, "PC", 1886, т. 49, (No 1); Библиографич. указатель соч. К., (1838-90), в сб.: Лит. наследие, К., СПБ, 1890; Полухiн Л. К., Формування iст. поглядiв Н. I. Костомарова, К., 1959. Вернуться на главную страницу Костомарова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |