Коровин Константин Алексеевич |
|
1861-1939 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Алексеевич Коровин
В.А Серов. Портрет художника К.А. Коровина. Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года (1861- 1939) в состоятельной купеческой семье. Четырнадцати лет он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учится живописи его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. "Мне пришлось сильно нуждаться, - вспоминал Константин Коровин о годах учебы, - уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб". После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи. Его преподавателем стал А. К. Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры и учивший своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: "Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте..." Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре. В картинах "Село" (1878, Харьковский гос. музей изобразительного искусства), "Ранняя весна" (1870-е, ГТГ), "Мостик" (1880-е, ГТГ) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием. Чтобы завершить образование, Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочарованный устаревшими методами преподавания. Константин Коровин возвращается в Москву. В последние годы пребывания в училище он занимается у В. Д. Поленова, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы. Известность молодому художнику принес "Портрет хористки" (1883 ГТГ), написанный на плейере. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски - все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Вспомним, что он написан на пять лет раньше "Девочки с персиками" и "Девушки, освещенной солнцем" В. А. Серова. Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили братья А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной "Северная идиллия" (1886, ГТГ). Фольклорное начало и плавная ритмика композиции этой картины заставляют вспомнить работы В. М. Васнецова, творчество которого Коровин высоко ценил. В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу, и Константин Коровин оформляет "Аиду" Дж. Верди, а в следующем сезоне - "Лакме" Л. Делиба и "Кармен" Ж. Визе. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке "Аиды": "Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были „лунная ночь на берегу Нила" и преддверие храма", в котором происходило судилище над Радамесом". На деньги, заработанные в театре, Коровин едет во Францию и в Испанию. Испанские впечатления отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1889, ГТГ). Национальный мотив выбран и трактован художником с большим вкусом и чувством местного колорита. В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С. Любатович (ок. 1886, ГРМ) живописными средствами раскрывается поэтичная натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно. Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье придают фигуре необычную легкость. Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Во время путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины "Берега Норвегии", "Северное море" (частное собрание, Ленинград). Вторая поездка вместе с В. А. Серовым на Север в 1894 году была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве замечательных по колориту пейзажей: "Гавань в Норвегии", "Ручей святого Трифона в Печенеге", "Гаммерфест. Северное сияние", "Мурманский берег" (все в ГТГ) и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. В этих произведениях заметно стремление к картине-этюду, характерное для творчества художника в 90-е годы. По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера. Павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За эту работу Константин Коровин был награжден золотой медалью выставки. К художнику приходят мировое признание и слава, его произведения экспонируются во многих городах Европы. С начала XX века все больше внимания уделяет Коровин театру. Переход из частной оперы Мамонтова на казенную сцену в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создает "декорации настроения", которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. Константин Коровин делал декорации к драматическим постановкам К. Станиславского, но наибольшим успехом пользовались его работы по оформлению опер и балетов. Особенно проявилось мастерство художника в оформлении спектаклей "Фауст" (1899), "Конек-горбунок" (1901), "Садко" (1906). Красочные костюмы, декорации Коровина усиливали художественную выразительность спектаклей. Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством делает цвет. "Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты..., - писал Коровин. - Краски, могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе - радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм - вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы". Одна из любимых тем художника - Париж. В парижских городских пейзажах "Парижское кафе" (1890-е, ГТГ) "Кафе де ля Пэ" (1905, ГТГ), "Париж. Площадь Бастилии" (1906, частное собрание, Москва) и других подчеркнуто как бы случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета свободная манера живописи. В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами: "Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908, ГТГ), "Ночной карнавал" (1901, Гос. художественный музей Латвийской GGP), "Париж вечером" (1907, частное собрание) и другие. Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника: его парижские работы наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов. Увлечение работой для театра сказалось в станковой живописи. С 1910-х годов усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достигает вершины. Это хорошо видно в картинах "Пристань в Гурзуфе" (1914, ГРМ) и "Базар" (1916, ГРМ). Тогда же он пишет много натюрмортов. "Розы и фиалки" (1912, ГТГ) исполнены в сочной, мажорной цветовой гамме. Натюрморт "Рыбы" (1916, ГРМ) замечателен осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма. "Необычайно эмоциональный, - пишет о Константине Коровине его ученик Б. Иогансон, - нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор - весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или/ Ташкент, Архангельск... или ночные огни Парижа... Во всем он находил поэзию правды живописи... Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника". На протяжении всего творческого пути Коровин выставлялся на выставках передвижников, "Мира искусства" "Союза 36", Союза русских художников (в этом объединении Коровин играл ведущую роль). С 1901 года Константин Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были многие советские художники. . Во время первой мировой войны К. Коровин - консультант по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), бывает на передовых позициях. После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре, оформляет ряд постановок: "Валькирия" и "Зигфрид" Р. Вагнера, балет "Щелкунчик" П. И. Чайковского (1918-1920). По совету А. В. Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могли только в парижских клиниках, переезжает в Париж. Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу. При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет "сувениры" - бесчисленные "русские зимы", "бульвары Парижа". В эти годы в его станковой живописи звучный цвет и широта письма, присущие творчеству художника и ранее, иногда становятся чрезмерными. Как проявление интереса к русской музыке, к родной национальной культуре воспринимается оформление им оперы "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова для Туринского оперного театра. В последние годы жизни он плодотворно работает в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. Умер Константин Коровин в 1939 году. О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: "Живопись Коровина - образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира". Использованы материалы статьи Федоровой Н.А. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г. Вернуться на главную страницу Коровин К.А.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |