Конт Огюст
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Конт Огюст

1798—1857

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Огюст Конт

Придумал социологию

Конт (Comte), Огюст (19.1.1798 - 5.IX.1857) - французский философ, родоначальник позитивизма. Родился в семье чиновника. Учился в Политехническом школе. В 1817 году стал секретарем Сен-Симона и его последователем; через несколько лет разошелся с Сен-Симоном. Испытал также известное влияние Тюрго, Кондорсе, Д. Юма; В 1825-1848 годы преподавал в Париже математику и астрономию.

Основной труд Конта - "Курс позитивной философии" ("Cours de philosophie positive", v. 1-6, P., 1830-42; в рус. пер. - Курс положительной философии в 6 тт., т. 1-2, СПБ, 1899-1900), по замыслу автора, должен был охватывать все области знания и общественной жизни. Конт предпринял попытку построить на основе точных наук "позитивную" науку об обществе, стремясь познать законы общественного развития как законы физики. Всю историю познания Конт (вслед за Сен-Симоном) рассматривал как смену "трех стадий мышления": "теологической" - когда господствовало объяснение всех явлений воздействием божеств, сил; "метафизической" - объяснение всех явлений метафизическими "силами природы"; "позитивной", или "научной", - науч. объяснение явлений, установление законов, подчинение и преобразование природы с помощью точных наук. Конт различал три стадии общественного развития (соответствующие стадиям мышления): наиболее раннюю, когда господствуют авторитет порядка, военные и жрецы; переходную (с ней связаны: критика, сомнения, революции, конституционализм; руководство обществом переходит к законникам и адвокатам) и научно-промышленную (соответствующую стадии позитивной) - это высшая ступень, ступень научной политики, отвергающей и реставрацию, и революцию; во главе общества должны стоять "промышленники и ученые". Взгляды Конта на общество, несмотря на очевидный идеализм (сам Конт считал, что он становится "выше" и идеализма, и материализма), имели некоторые прогрессивные черты. Ему присущи уверенность в существовании "естественной" закономерности социального развития, оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли научных и технических знаний для исторического развития. Однако в целом Конт в своих взглядах на общество сделал шаг назад по сравнению с наиболее прогрессивными мыслителями конца 18 - начала 19 веков, что отразило эволюцию пришедшей к власти и становившейся реакционной французской буржуазии. Восприняв из естественных наук характерную для 19 века идею развития, Конт усвоил ее не в диалектической форме (как Гегель и Сен-Симон), а в гораздо более бедной содержанием эволюционной форме. Те идеи, которые Конт заимствовал у Сен-Симона, он опошлил на свой филистерский лад (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 480). Конт выхолостил из учения Сен-Симона социалистические идеи и зародыши материализма, придав его идеям ограниченный, классово-буржуазный смысл. В своей философской системе Конт не отрицает существования реального мира, но остается агностиком, т. е. считает невозможным проникновение в суть вещей. Отсюда отрицание им причинной связи, понимание под всеобщими законами лишь "законов последовательности и подобия". Наиболее ярко "узкое, филистерское мировоззрение" Конта (см. там же, с. 479) проявилось в его социологии, которой он уделял большое внимание, впервые введя этот термин. Социологию он делит на "социальную статику" и "социальную динамику". В основе первой лежит, по Конту, "закон порядка", в основе второй - "умственный процесс". Отсюда девиз Конта: "Порядок и прогресс". Его социальный идеал - гармония между классами. Хотя Конт в своей философии якобы опирался на естественные науки, к концу жизни он пришел не только к защите религии, но и к созданию позитивистской церкви.

Взгляды Конта оказали значительное влияние на развитие позитивистской философии и историографии (его последователи - Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн, Г. Т. Бокль, Э. Литтре и др.).

Сочинения в рус. пер. - Дух позитивной философии, СПБ, 1910; Общий обзор позитивизма, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 4-5, СПБ,, 1912-13.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.


Вернуться на главную страницу О. Конта

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС