Коменский Ян Амос |
|
1592-1670 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ян Амос Коменский
Коменский (чеш. Komensky), Ян Амос (28.03.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште, Чехия — 15.11.1670, Амстердам) — чешский мыслитель-гуманист, педагог. Родился в Моравии в семье приверженцев протестантской Чешских братьев общины. После смерти родителей в 1604 году переехал в Стражнице. В связи с трудным материальным положением Коменский поступил в латинскую школу города Пршерова только в 16 лет. Продолжил обучение в Херборнской академии (1611—1613) и Гейдельбергском университете (1613—1614), где начал работу над полным словарем чешского языка, продолжавшуюся до 1656 года. С 1616 года — священник, в 1618— 1621 годы — пастор в Фульнеке, где написал книгу «Моравские древности», а также начал составлять подробную карту Моравии (1618—1627). Философские взгляды Коменского сложились под влиянием Ф. Бэкона и X. Л. Вивеса. Широкую известность Коменскому принесла книга «Открытая дверь к языкам» («Janua linguarum reserata», 1631), переведенная на 16 языков. В связи с гонениями эпохи Контрреформации Коменский был вынужден бежать в Лешно (Польша), где возглавил гимназию. В 1627—1638 годы Коменский работал над Didactica magna («Великая дидактика»), впервые опубликованной в 1657 году. Как правило, этот труд называют самой первой большой работой по педагогике. Коменский стремился систематизировать образовательный процесс, уделяя внимание различным этапам развития образования и разделяя их по возрастным группам. Автор впервые стал брать во внимание учеников и их потребности, отмечая, что каждый ученик уникален и не стоит никого недооценивать в связи с социальными и тендерными различиями. В «Великой дидактике» Коменский раскрывает свою педагогическую концепцию: тесная связь между проблемами образования и общими проблемами человечества; центральная роль, которую играет образование в рамках социального развития; существование универсального метода обучения, основанного на гармонических процессах природы; принцип открытого обучения; принцип единства знаний; приверженность образованию для поддержания мира и взаимопонимания между народами. В 1638 году по приглашению шведского правительства Коменский переехал в Швецию для составления плана управления школами. В 1641 году был приглашен английским парламентом в комиссию по реформированию системы народного образования. Гражданская война в Англии (1642—1646) помешала осуществлению этого проекта, в 1642 году Коменский вернулся в Швецию для осуществления плана реорганизации шведского образования, подготовил учебники латинского языка для шведских школ: «Преддверие латинского языка» («Vestibulum latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—1649) и др. В том же году Коменский переехал в Польшу, в 1648 году — в Англию. Коменский стоял у истоков пансофизма, основным принципом которого было то, что всех следует обучать всему. Созданная Коменским единая система образования состояла из материнской школы (воспитание в семье до 6 лет), школы родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного Писания, знакомство с важнейшими ремеслами), для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план которых Коменский вводил естествознание, историю, географию). Школой высшей ступени должна была стать академия для молодежи с 18 до 24 лет. В 1650 году Коменский стал первым епископом Чешских братьев. В том же году был приглашен вдовой трансильванского князя Дьёрдя I Ракоци для осуществления реформы школы в Венгрии. Научное основание своих педагогических принципов Коменский изложил в труде «Пансофическая школа» (1651). В 1656 году подвергся гонениям за протестантскую веру — католики сожгли его дом в Лешно, рукописи и книгопечатный станок. Коменский бежал в Амстердам, где умер в 1670 году. Иллюстрированный учебник латинского языка для начинающих Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658, русский перевод 1768) был обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786). Идеи Коменского легли в основу всей европейской педагогики. A. E. Кузьмичева. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 155-156. Сочинения: Dflo. Sv. 1-2, 17, Praha, 1969- 1971 (изд. продолжается): Listy pratelum a pfiznivcum. Praha, [1970] (в рус. пер. Избр. соч. Ч. 1—3, Ревель, 1892—1897); Избр. педагогические сочинения. 2-е изд. Ч. 1—2, М., 1902—1911; Избр. педагогические сочинения, т. 1-3. М„ 1939-1941; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов. М., 1768. Литература: Красновский А. А. Я. А. Коменский, М., 1953; Кратохвил М. Жизнь Яна Амоса Коменского. М., 1991; Floss P. J. A. Komensky. Od divadla veci k dramatu cloveka. Ostrava, 1970; Kozik F. Svetlo v temnotach. Bolestny a hrdinsky zivot J. A. Komenskeho. Praha, 1970; Novak J., Hendrich J. J. A. Komensky. Jeho zivot a spisy. Praha, 1932. Вернуться на главную страницу Коменского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |