Клодион, Клод Мишель |
|
1738-1814 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Клодион, Клод МишельКлодион. Два сатира и нимфа Клодион (1738-1814). Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии. Клодион не столь известен, как его современники и Ж.-Б.Пигаль, Ж.-А.Гудон и М.-Э.Фальконе, так как не был создателем монументальных произведений, подобных "Медному всаднику" Фальконе. Но при упоминании имени Клодиона перед нами возникают образы прелестных нимф, дерзких сатиров, грациозно бегущих вакханок, резвящихся детей, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые гроздья винограда - царство беспечного детства и счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы. Мир, столь убедительно и поэтично воссозданный Клодионом, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII века этого камерного лирического мастера, свободно владевшего пластической формой. Его излюбленная тема - радости и праздника - часто выражается через ритмический язык танца. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Герои Клодиона -фавны, чуть гротескные сатиры, немного грубоватые, но всегда составляющие пластический контраст изящным обнаженным нимфам и вакханкам. Охваченные стихией танца, почти исступленные нимфы даны скульптором в полных динамики и грации позах. В лицах, всегда миловидных, с маленьким, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с чуть приоткрытым ртом - юность и детскость. Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. Свои статуэтки Клодион выполняет из мягкой, розоватого оттенка глины, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей. Клодион - один из самых привлекательных мастеров среди французских скульпторов XVIII столетия. Однако об обстоятельствах его жизни известно очень мало, биография мастера до сих пор остается во многом непроясненной. Он родился в Нанси и был десятым, последним ребенком в семействе торговца. Первые уроки он получил у своего дяди Ламбер-Сижисбера Адана, после его смерти в 1759 году Клодион недолго обучался в мастерской Ж.-Б.Пигаля, а затем поступил в Королевскую школу для привилегированных учеников. В 1762 году он получил первый приз по скульптуре и среди лучших выпускников был направлен в Рим. Многие французские скульпторы XVIII века проходили как бы несколько стадий обучения. Семейная мастерская, мастерская придворного королевского скульптора. Королевская школа или Академия. Но для большинства определяющим их дальнейший путь в этой системе обучения являлся Рим. Клодион совершил многодневное путешествие по Италии и, прежде чем увидел Рим, посетил Пизу, Флоренцию, Сиену, Перуджу. Рим оказался для него счастливым городом, определившим его судьбу, принесшим ему славу. После сердечного приема, оказанного ему Ш.-Ж. Натуаром, в то время директором Французской Академии в Риме, он поселился в Палаццо Манчини. Отзывы о Клодионе из Рима были всегда доброжелательны. Несмотря на строгий регламент, установленный в Академии, пенсионеры вели достаточно свободный образ жизни. Они часто сопровождали знатных любителей-иностранцев, могли уехать в другой город Италии, принимали участие в веселых и не всегда безопасных авантюрах. В отличие от многих, Клодион был поглощен занятиями. В переписке директоров римской и парижской Академий он характеризуется как способный и усердный ученик. Когда в 1767 году срок его пенсионерства подошел к концу, он легко добился отсрочки и остался в Риме еще на несколько лет. В то время город славился не только собранием античных и современных памятников, его наводняли знатоки и коллекционеры. Здесь Клодион вступил в контакт с первыми заказчиками и покупателями его произведений. Среди них были Ларошфуко и русская императрица Екатерина II. Его друг и биограф Л.-А.Дэнже пишет: "Во время пребывания в Риме его работы раскупались даже прежде, чем он успевал их завершить. Он много работал для императрицы Екатерины II, которая тщетно пыталась звать его к своему двору". Клодион не принял приглашения Екатерины II, и в Россию выехал Морис-Этьен Фальконе. Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы уже тогда разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. Возможно, что его первыми работами в Риме были терракоты - статуэтки из обожженной глины, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий. В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается долгая и богатая традиция античности и прежде всего влияние помпеянских и геркуланумских росписей, которые он видел в Италии, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона. В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI века А.Риччо и своего непосредственного предшественника во Франции Ф.Дюкенуа. Его творчество также связано с французской рокайльной живописью XVIII столетия. Чуткость к запросам времени, соединенная с внутренней свободой мироощущения, особая легкость и артистизм исполнения его терракот, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, своеобразной музыкальностью, создали ему славу скульптора и декоратора. Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов, в 1773 году впервые выставляет в Салоне свои работы, принесшие ему славу и широкую известность. Среди них - ребенок-сатир, несущий сову, - модель, которая впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. В 1770-1780-е - годы творческого расцвета - скульптор широко сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками. В период революции, переехав из Парижа в Нанси, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, оставив заметный след в истории керамики. Кроме мелкой пластики мастер выполнил также и крупные работы: скульптуру для собора в Руане, рельефы для фасадов зданий, сотрудничал в этой области с архитектором А.Вроньяром. Ему принадлежат несколько надгробий, а также статуя Монтескье из серии "Великие люди Франции", которая считалась современниками одной из лучших работ этой серии. Но большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. У него был единственный ученик Ж.Марэн, работавший в манере своего учителя, но уже в XIX столетии. Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа. И не официальные заказы составляли его славу, а те не поддающиеся точному исчислению терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются все растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке. Не случайно мастер, на четырнадцать лет переживший свой век, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники. Использованы материалы статьи С.Морозовой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |