Ключевский Василий Осипович |
|
1841-1911 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Осипович Ключевский
Ключевский Василий Осипович (16(28).01.1841, Пенза - 12(25).05.1911, Москва) - историк. Родился в семье сельского священника. Учился в приходском и уездном духовных училищах, затем в Пензенской духовной семинарии. В 1861 году, не окончив семинарского курса, Ключевский поступает на историко-филологический факультет Московского университета. После защиты кандидатского соч. «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) его оставляют при кафедре для подготовки к профессорскому званию. С конца 60-х годов начинается преподавательская деятельность Ключевского, на протяжении нескольких десятилетий он является ведущим лектором высших учебных заведений Москвы. В 1872 году защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник», а в 1882 году Докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси», которая публиковалась в журн. «Русская мысль» (1880-1881). Еще в 1879 году его приглашают в университет для чтения курса русской истории вместо тяжело заболевшего С. М. Соловьева, а после защиты диссертации он становится одновременно профессор Московского университета и духовной академии. В отличие от Соловьева Ключевский стремился не столько к полному и систематическому изложению русской истории, сколько к выявлению закономерностей и тенденций исторического процесса, в основе которого, как считал он, лежат прежде всего экономические и социокультурные условия. Одной из центральных в его исследованиях является проблема возникновения и эволюции общественных классов и их экономических интересов. Политическую жизнь, государство он рассматривал как вторичную, зависящую от экономических отношений сферу общественного развития. Вместе с тем большое внимание Ключевского уделял взаимосвязи, взаимовлиянию политических и экономических отношений, что, по его мнению, и позволяет найти объективный критерий периодизации русской истории, понять ее движущие силы и тенденции. С его точки зрения существуют два важнейших предмета исторического исследования - государство и общество, и даже раздельное их изучение показывает тесную взаимосвязь процессов становления и развития верховной власти и народности, народной жизни в русской истории. Теория отечественной истории Ключевского, таким образом, принципиально отличалась от концепции господствующей в 80-90-х годы в российской исторической науке так называемой «государственной школы» (Чичерин, М. В, Довнар-Запольский, В. И. Сергеевич и др.), в основе которой лежало понимание государства и политико-юридических отношений как руководящего начала исторического процесса. Существенно отличным был и применяемый Ключевским способ анализа исторического развития. Сам он называл свой подход «исторической социологией» (или «социологическим изучением», «социологической точкой зрения»), которая в отличие от истории цивилизации (традиционного подхода) имела своим содержанием «силы и средства», а не просто результаты исторического процесса. В 80-90-х годы Ключевский развивает свою концепцию в ряде специальных исследований, посвященных различным сторонам и периодам русской истории: «Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1885), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «История сословий в России» (в 3 ч., 1886-1887), «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890-1892). В конце XIX века научная деятельность К. получила всеобщее признание. В 1893 году он становится председателем общества истории и древностей российских при Московском университете. В 1900 году Академия наук избирает его своим действительным членом. После выхода в 1901 году в отставку главным делом до конца жизни становится подготовка им к изданию «Курса русской истории». В течение десятилетия он издает и переиздает несколько выпусков своего «Курса». Но полностью завершить работу над ним он не успел. В вышедшем в 1912 году сборнике, посвященном его памяти («Характеристики и воспоминания»), Ключевский был назван создателем научной истории России. Он воспитал плеяду отечественных историков, которую часто называют «школой Ключевского». К этой школе необходимо отнести Милюкова, С. Ф. Платонова, Н. А. Рожкова, М. М. Богословского, А. А. Кизеветтра, Ю. В. Готье и др. ученых и общественных деятелей конца XIX - начала XX века. Е. Н. Мощелков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 280-281. Сочинения: Соч.: В 9 г. М., 1987-1990; Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991; Неопубликованные произв. М., 1983; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. Литература: В О. Ключевский. Характеристики и воспоминания. М., 1912; Киреева Р. А. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1964; Нечкина М. В. В. О. Ключевский. История жизни и творчества. М, 1974. Вернуться на главную страницу Ключевского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |