Клайн Джордж |
|
р. 1921 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джордж КлайнКлайн Джордж Л. (3.03. 1921, Гэйлсбург, штат Иллинойс, США) — американский философ, специалист по русской философии, критик, переводчик, автор более 300 публикаций. Многие из них переведены на русский, французский, немецкий, японский, корейский, польский, португальский, сербско-хорватский и испанский язык. Клайн - президент Американского Гегелевского общества (1984-1986) и президент Американского Метафизического общества (1985-1986). Участник Второй мировой войны. После войны окончил Колумбийский университет, где получил магистерскую (1948) и докторскую (1950) степени. Преподавал философию в Колумбийском и Чикагском университетах, в 1959 году переехал в Брин Мор колледж (штат Пеннсильвания), был избран проф. философии (1966), вышел на пенсию заслуженным проф. в 1991 г. Занимал профессорские должности в университете Южной Каролины, университете Джона Гопкинса, Пеннсильванском университете и др. Читал курсы по истории русской философии и литературы, по философии Маркса и русскому марксизму. Русская философия как специальная область исследований в США возникла в значительной степени благодаря усилиям Клайна и под влиянием его первых публикаций, появившихся в конце 50-х годов. Благодаря Клайну на английском языке стали доступными многие фундаментальные работы, в т. ч. трехтомная антология «Русская философия» (1965) и «История русской философии» Зеньковского (1953). В процессе перевода последней Зеньковский вносил коррекции и предложения и в итоге перевод Клайна можно рассматривать в качестве авторизованной версии данного текста. Клайн - автор большого количества статей о русских философах в различных энциклопедиях. Он принял участие во многих издательских проектах по русской, в т. ч. советской, философии, включая книжную серию «Sovetica» и журн. «Studies in Soviet Thought» (в настоящее время - «Studies in East European Thought»). Исследования Клайна по русской философии могут быть разделены на 5 категорий. (1) религиозная мысль в России и Советском Союзе; (2) русская и советская этическая мысль; (3) исследования об отдельных русских философах; (4) работы о развитии марксизма в России (до Октября 1917 г.) и марксизме-ленинизме, и (5) работы, посвященные вопросам этического гуманизма. В книге «Религиозная и антирелигиозная мысль в России» (Чикаго, 1968) раскрываются отношения к религии 10 русских мыслителей: М, А. Бакунин и Толстой (2 версии анархизма, религиозная и антирелигиозная), К. Н. Леонтьев и Розанов (религиозный неоконсерватизм), Шестов и Бердяев (религиозный экзистенциализм), Горький и Луначарский (богостроительство), Ленин и Плеханов (воинствующий и умеренный атеизм). Клайн пришел к выводу о существовании трех доминирующих типов отношения к религии в Советском Союзе. Это (1) коллективный атеизм марксистско-ленинской идеологии, инверсия обычной религиозной веры, которая возникла как разновидность секулярной псевдорелигии для наиболее убежденных ее адептов; (2) «научно-технологический прометеизм», напоминающий богостроительство Горького и Луначарского, который разделяли некоторые представители инженерной и научной элиты; и (3) собственно религиозное мировосприятие, свойственное и некоторым поэтам, писателям и деятелям искусства вне церкви, находившихся под влиянием таких поэтов, как Цветаева, Пастернак и Ахматова. В статье «Изменение отношений к личности» (в книге «Трансформация русского общества: аспекты социального изменения после 1861 года», Кембридж, 1960) Клайн проанализировал разные версии русской этической мысли, показал, что русская мысль XIX века, главным образом, отстаивала этический индивидуализм. В досоветский период коллективистские тенденции, представленные Толстым, В. С. Соловьевым и такими марксистами, как Богданов, выглядели как исключения. Клайн был одним из первых западных авторов, кто обратил особое внимание на «ницшеанский марксизм» Н. В. Вольского (Валентинова) и Луначарского, а также Богданова и Базарова (в период 1903-1912 гг.) Клайн опубликовал ряд исследований, посвященных Шпету, В. С. Соловьеву, Франку и другим русским мыслителям. Работы о Марксе, русском и советском марксизме Клайн публикует на протяжении всей своей научной деятельности. Он отрицает то, что Маркс развивал или отстаивал материалистическую онтологию в традиционном философском смысле. Клайн выделяет 7 различных значений прилагательного «материальный» [materiell], употреблявшегося Марксом, но ни одно из них не подтверждает, с его точки зрения, тезис о том, что Маркс отстаивал материалистическую онтологию. Еще в 1952 году Клайн опубликовал книгу «Спиноза в советской философии» - исследование о возрождении интереса к наследию Спинозы в Советском Союзе и появлению марксистских групп, спорящих по поводу его интерпретации в 1920-1930-е годы. Клайн является сторонником этического гуманизма, или гуманизма принципов (но не гуманизма идеалов, который может быть приписан Марксу, Ницше или Ленину). Он считает, что похожую аргументацию использовал Шпет в своей работе «Философское мировоззрение Герцена» (1921). К. встречался с Лосевым (см. его «Воспоминания об А. Ф. Лосеве» // Начала. № 2-4. 1994); Он - переводчик поэзии Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой и И. Бродского. Ф. Т. Триер. Пер. с англ. М. А. Маслина Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 279.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Russian Philosophy // Ed. by J. M. Edie, J. P. Scanlan and M.-B. Zeldin with the Collaboration of G. L. Kline. N.Y., 1965, 1969, 1976, 1984; Спор о религиозной философии: Л. Шестов против В. Соловьева // Русская религиозно-философская мысль XX века / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975; The Myth of Marx's Materialism // Philosophical Sovietology: The Pursuit of a Science / Ed H. Dahm, T. J. Blakely and G. L. Kline Dordrecht and Boston, 1988; Гег ель и Соловьев // Вопросы философии. № 10.1996; Shpet as Translator of Hegel's Phanomenologie des Geistes // Gustav Slipet's Contribution to Philosophy and Cultural Theory / Ed. G. Tihanov. W. Lafayette. L., 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |