Кирилл (Смирнов Константин Илларионович)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кирилл (Смирнов Константин Илларионович)

1863-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Кирилл

Кирилл (Смирнов Константин Илларионович) (26 апр. 1863, Кронштадт- 20 нояб. 1937). В 1887 окончил Петерб. духовную академию со степенью канд. богословия, рукоположен в священники. В 1902 пострижен в монашество. С 1904 епископ Гдовский, с 1909 - Тамбовский и Шацкий. В 1913 возведён в сан архиепископа.

Будучи монархистом, никогда не одобрял погромных настроений. Большую часть времени проводил в объездах своих епархий, появлялся всегда внезапно, когда его не ждали. В проповедях проявлял хорошее знание нар. жизни: пьянство, матерщина, предубеждение в народе против грамотности и школьного обучения - обычные темы его проповедей. Просвещение народа в духе Рус. правосл. церкви было его осн. жизненной целью. Его отличали твёрдая вера и светлый ум.

После Февр. рев-ции 1917 дал 4 марта телеграмму обер-прокурору Св. Синода В.Н. Львову: "..Духовенство г. Тамбова постановило приветствовать в Вашем лице зарю новой жизни для Правосл. Рос. Церкви, ищущей широкого простора для применения своих благодатных сил к делу религ. просвещения народа и осуществления в его жизни заветов Христовой любви и правды, а также устроение жизни самой церкви по внутр смыслу и духу канонов церкви..." ("Черниговский Епархиальный Вестник", 1917, N 10-11, 18 марта, с. 181). Из "Слова", сказанного в тот же день на всенощной обедне: "..До сих пор мы жили под постоянным надзором приставленных к нам опекунов, при настойчивом напоминании извне: "не ступи сюда", "не делай, не говори этого". Теперь настало время, когда мы должны внутри самих себя находить указания, как решать и выполнять то или другое дело, с таким расчётом, чтобы не вышло из него вреда, не столько нам самим, сколько Другим людям, соединённым вместе с нами в одном Гос. устройстве, не вышло бы вреда Великой Родине Нашей" (там же. с. 247-48). В "Слове", произнесённом в Тамбовском кафедральном соборе 7 марта при благодарственном молебне по случаю принятия Россией нового гос. устройства, Кирилл говорил: "...В этом Врем. пр-ве мы имеем нашу законную власть... к-рой обязаны повиноваться со всей искренностью, не за страх, а за совесть. Особенно тяжким несчастьем для Родины было бы, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-либо злобы и мстительности по отношению к прошлому. Пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из били слов не выкинешь, прошлое это было всё-таки наше отечественное прошлое, прошлое нашей Родины... И мы, если не удержимся над глумлением над своим прошлым, то напишем такую первую страницу своей новой истории, к-рую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц. к-рыми можно было бы вырезать что-либо из нашей истории. Особенно кому нужно помнить ответ пред историей. Это вам, наша надежда и наша слава - дорогие воины Руси великой армии... Исполните же этот долг со всем терпением и самоотверженностью" (там же, с. 249-52).

На Всерос. Поместном Соборе Рос. Правосл. Церкви (авг. 1917-1918) избран пред. отдела преподавания закона божьего и входил в состав ряда др. отделов. Значился среди 25 кандидатов на должность патриарха всея Руси. На Соборе выступал сторонником патриаршества. Возглавлял делегацию Собора к А.Ф. Керенскому с требованием о восстановлении патриаршества. На Соборе избран членом Синода.

В дни Окт. вооруж. восст. побывал в осажденном Моск. Кремле у юнкеров, выразил им поддержку.

19 марта 1918 назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказа. Но к месту назначения ему прибыть не удалось ввиду воен. действий. С сер. 1918 митрополит Казанский и Свияжский. В завещании патриарха Тихона был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Постановлением Президиума ВЧК в авг. 1920 заключён в Соловецкий монастырь; в янв. 1922 амнистирован, но в авг. арестован и выслан в Коми область на 2 года: в дек. 1926 арестован в Вятке, в марте 1927 выслан в Сибирь на 3 года, в 1930 ссылка продлена на 3 года; после освобождения жил в Гжатске, в 1934 арестован и сослан на 3 года в Казахстан. По постановлению "тройки" УНКВД по Южно-Казахстанской обл. расстрелян в 1937. Реабилитирован в 1989.

Использованы материалы статьи М.Е.Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Литература:

Рогельсон П„ Трагедия Рус. церкви. 1917-1945, Париж, 1977;

Валентинов А., Черная книга ("Штурм небес"), Париж, 1925;

Die Russischen Orthodoxen Bischefe von 1893 be 1965, btengen, Toil 4, 1986;

Рус. правосл. иерархи. Исповедники и мученики. Фотоальбом, Париж, 1986 .

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС