Кирик Новгородец |
|
1110-1158 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кирик НовгородецКирик (1108 - после 1136) - дьякон, доместик (регент хора) Антониева монастыря в Новгороде, писатель. С именем Кирика связан памятник "Вопрошание Кириково" (канонические вопросы и ответы на них епископа новгородского Нифонта), в котором нашли отражение черты быта новгородцев 12 века. В 1134 году Кирик написал календарно-астрономический трактат "Учение им же ведати человеку числа всех лет", который позволяет судить об уровне математических знаний в Древней Руси. В 1136 году по поручению Нифонта Кирик составил Новгородский летописный свод 30-х годов 12 века (Свод Нифонта). Кирик сыграл значительную роль в демократизации стиля и содержания новгородской летописи. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Литература: Райнов Т., Наука в России XI-XVII вв., М.-Л., 1940; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-ист. значение, М.-Л., 1947; Щапов Я. Н., Кирик Новгородец о берестяных грамотах, "CA", 1963, No 2.
Кирик Новгородец (1110 — после 1156—58), первый известный нам по имени древнерусский математик, монах Новгородского Антониева монастыря, регент церковного хора монастырской церкви Святой Богородицы. Автор богословского сочинения «Вопрошания Кирика, иже вопроси епископа Нифонта и инех». В нем рассматриваются различные догматико-канонические проблемы Православной церкви: взаимоотношения между церковными людьми и простыми прихожанами, вопросы крещения, причащения, перехода из латинской веры в православную, правила захоронения умерших. Это сочинение отразило и разнообразные стороны жизни древнего Новгорода. Кирик сообщает, что в Новгороде были широко распространены берестяные грамоты, а горожане, случайно на них наступившие, порицались. Представлены сведения о быте новгородцев. Второе сочинение Кирика — «Учение им же ведати человеку числа всех лет» — оригинальный математический и астрономический трактат. Он посвящен проблемам летоисчисления. Исследователи считают, что Кирик изложил в своем трактате систему вычисления Пасхи и основы теории календарного счета. Кирик систематизирует известные ему способы вычисления лет, месяцев, дней и часов, проводит сложнейшие для того времени математические вычисления, свободно оперирует суммами в пределах десятков миллионов, дробями порядка 1/5. Но он не ограничивается «математической» стороной дела. В центре его сочинения оказывается само понятие времени, его «протяженности» и цикличности. Сочинение Кирика показывает высокий уровень математических знаний в Древней Руси. Перевезенцев С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Кирик Новгородец (12 в.) - древнерусский ученый, религиозный мыслитель. Монах Антониева монастыря в Новгороде, где был доместиком (руководителем церковного хора). Автор «Учения о числах» («Учение им же ведати человеку числа всех лет») (1 136) и «Вопрошания Кирика, иже вопроси епископа Нифонта и инех», содержащее записи бесед новгородского клира с архиепископом Нифонтом о вопросах церковно-канонического характера. Значение труда «Учение о числах» не ограничивается чисто календарно-математической сферой (исчисление пасхалии) и демонстрацией умения производить расчеты как с очень большими, так и с чрезвычайно малыми дробными числами. В нем содержатся своеобразные философско-мировоззренческие представления о времени, библейские представления о линейной хронологии совмещаются с явным пристрастием к замкнуто-круговому восприятию времени. Раздел трактата «Об обновлении» восходит к пифагорейцам, сводя природное развитие к гармоническим ритмам, подчеркивается гармония мироздания. Интерес Кирика сосредоточен на выявлении числовых и соответствующих им природных закономерностей. Разносторонне одаренный и энциклопедически образованный мыслитель, Кирик представляет рационализированную ветвь древнерусской религиозной мысли, переживавшей в 11—12 вв. период расцвета. В. В. Мильков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 247.
Кирик Новгородец (1110 - ок. 1156/1158)-древнерусский религиозный мыслитель и ученый, доместик, иеромонах Антониева монастыря в Новгороде. Кирик Новгородец является автором календарно-математического трактата «Учение, им же ведати человеку числа всех лет» (иначе «Учение о числах», 1136) и богословского «Вопрошания» (после 1147). Оба труда характеризуют его как высокообразованную для своего времени и творческую личность, представителя того направления древнерусской мысли, для которого характерны интерес к античности, неортодоксальным идеям, веротерпимость. В «Вопрошании» (его полное название «Вопрошание Кириково, иже вопроси епископа Нифонта и иных») Кирик Новгородец попытался соотнести византийские правовые нормы с неукладывавшимися в них реалиями русской жизни. Рисуя картину христианизируемого новгородского общества, он проявлял значительную терпимость к пережиткам язычества. Кирик Новгородец рассматривал церковь как институт, способный верой объединить самых разных людей, причем на условиях, приемлемых для вчерашних вероотступников и двоеверов. «Учение о числах», содержащее множество астрономических, математических и календарных знаний, имело своей целью подвести к правильному восприятию бестелесной божественной сущности и восходило к переводным календарно-математическим трактатам, т. наз. «Семитысячникам» (моравского или болгарского происхождения), содержавшим сведения о числе разных временных мер (дней, месяцев, солнечных кругов и т. д.) в 7000 лет (от основания мира). Это произв., древнейший из сохранившихся списков которого относится к XVI в., состоит из 4 частей: 1) о единицах счета времени (п. 1-5); о теоретических основах календаря (п. 6-18); 3) о дробных делениях часа (п. 19-27); 4) автобиографической приписки. Лишь две последние части являются оригинальным творчеством автора. Вместе с тем значение труда не ограничивается чисто календарно-математической сферой и демонстрацией умения производить расчеты как с очень большими (до десятков миллионов), так и с чрезвычайно малыми дробными (до 1/50 000 000) числами. По сути дела, в трактате дается своеобразная философско-мировоззренческая проработка категории времени. Он содержит обширные для средневековья представления о разнообразных мерных единицах времени. Кроме исчисления истекшего времени в числах, днях, неделях, месяцах, годах, дается представление об индиктионе (15-летнем круге), об исчислении лет по солнечному (в 28 лет) и лунному (в 19 лет) циклам. По сути дела, провозглашается равноправие самых разных по происхождению и связи с религиозными системами способов летосчислении. Если учесть, что на Руси признавался индиктный счет, то утверждаемое автором равенство и взаимодействие различных систем характеризовало его позицию как открытую разным традициям. Бросается в глаза совмещение вытекающей из библейского представления о творении линейной хронологии с пристрастием к замкнуто-круговому (циклическому) восприятию времени. Конечно, несовместимого с христианством вывода о безначальности и бесконечности циклов здесь нет, ибо начало времени в принципе полагается в Боге, однако с введением раздела о цикличности обновления природных стихий «Учение» выходит за рамки христианского финализма. По сути, корни исчисления сроков обновления стихий восходят к античной философии, не связывающей развитие мира с его гибелью, и конкретнее - к пифагорейцам, сводящим природное развитие к гармоническим ритмам. К пифагореизму относится и методология труда, согласно которой все выражается и познается числом. Едва ли не с позиций природоцентризма подчеркивается гармония мироздания, правда, при формальном согласовании с установками веры. Источником упорядоченного, насквозь пронизанного взаимодействующими природными циклами бытия объявляется Бог, т. е. циклизм не отменяет креационизма. Тем не менее для трактата характерно почти полное отсутствие богословских рассуждений. Хотя в конце и в начале текста кратко формулируются основные библейские посылки о начале и конце мира, весь текст сосредоточен на выявлении числовых и соответствующих им природных закономерностей. В трактате нет эсхатологического ожидания конца света. Установка на круговую модель движения времени, являвшуюся прообразом вечности, привносит в мировосприятие определенную долю оптимизма. Утверждаемый автором своеобразный компромисс между античностью и христианством оказывается вполне в духе двоеверия, характерного для жизни Новгорода 30-50-х годах XII века. Кирик Новгородец безусловно, может быть назван крупным представителем рационализированной ветви древнерусской религиозной мысли, переживавшей в XI- XII вв. короткий период расцвета. В преддверии нависавшей над страной смуты, междоусобиц и опустошительных нашествий его творчество можно рассматривать как последний всплеск веротерпимой учености. Идущее на смену поколение религиозных мыслителей несло новые духовные ориентации, целиком подчинившие знания авторитету веры. В. В. Мильков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 276-277. Сочинения: «Учение о числах» Кирика Новгородца// Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001. С. 385-417; Учение о числах / Подгот. текста В. В. Милькова, А. А. Романовой; перев. В. П. Зубова. Т. И. Коншиной, коммент. В. В, Милькова, Р. А. Симонова // Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель (Сер. «Памятники древнерусской мысли: исследования и публикации». Вып. VII). М., 2011; Вопрошание Кириково / Подгот. текста и перев. В. В. Милькова, коммент. П. И. Гайденко, А. И. Макарова, В. В. Милькова // Там же. Литература: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. С. 165-203; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912. С. 1-27; Мурьянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца // Вопросы истории астрономии. М., 1974. Сб. 3. С. 12-17: Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI-XII вв. М., 1978; Симонов Р. А. Кирик Новгородец - ученый XII века. М., 1980; Симонов Р. А., Мильков В. В. Кирик Новгородец (XII век) как древнерусский ученый-мыслитель // Вестник РГНФ. 2004. № 4(37); Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель (Сер. «Памятники древнерусской мысли: исследования и публикации». Вып. VII). М., 2011; Они же. Наследие Кирика Новгородца (к 900-летию древнерусского ученого и мыслителя) // Эпистемология и философия науки. Т. 27, № 1 М., 2011; Мильков В. В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейгое своеобразие воз-зрений. К 900-легию Кирика Новгородца// Россия XXI. 2010. № 6; Он же. Кирик Новгородец: грани творчества /7 Философский журнал. 2011. № 2 (7); Он же. Философские интенции математических расчетов Кирика Новгородца // Новгородика 2010. Материалы научно-ирактической конференции. Ч, 2. Великий Новгород, 2011; Герасимова И. А. Поновление стихий в «Учении о числах» Кирика Новгородца // Там же.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821, с. 165—203; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. — В кн.: Он же. Древнерусский духовник. М., 1912, с. 1—27; Историко-математические исследования, в. 6. М., 1953, с. 173-212; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990, с. 296-300. Литература:Мурьянов М. Ф. О космологии Кирмка Новгородца. — В сб.: Вопросы истории астрономии, сб. 3. М., 1974; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси 11 — 12 вв. М., 1978; Симонов Р. А. Кирик Новгородец — ученый 12 в. М., 1980; Мильков В. В., Мипькова С. В. Идеи древнегреческой философии в творчестве древнерусских мыслителей. — В кн.: Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |