Казаков Матвей Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Казаков Матвей Федорович

1738-1812

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Матвей Федорович Казаков

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-26.10.1812), архитектор. Образование получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве. В 1763 — 1767 работал в Твери под руководством П. Р. Никитина над восстановлением сгоревшего города, участвовал в составлении его плана и строительстве Путевого дворца Екатерины II. В 1768 — 74 Казаков был помощником В. И. Баженова, работал над проектированием Большого Кремлевского дворца.

Одна из первых выдающихся построек Казакова в Москве — здание Сената в Кремле (1776 — 1787). Монументальность общего облика и парадность композиции органично сочетались в нем с огромным куполом, перекрывающим главный зал. В 1780—90-е Казаков создал ряд типовых жилых и общественных зданий, которые определили облик Москвы того времени, которую по праву называют “казаковской”. Среди московских построек Казакова, по-новому организовавших городское пространство, — здания университета (1786 — 1893) на Моховой (после пожара 1812 перестроены Д. И. Жилярди), Благородное собрание (1775), Голицынская больница (1802 — 1807), дом-усадьба Демидова (1779 — 1891) и др.

Казакова отличало умение рационально разместить здания: главный корпус располагался в глубине обширного двора, на улицу выходили арки ворот, флигели, ажурные ограды. Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм; строгие гладкие стены фасадов он дополнял графически четко проработанными немногочисленными деталями. Среди общественных зданий выразительностью интерьера выделяется Колонный зал Благородного собрания: его облик определяет великолепная коринфская колоннада. Целостные классические архитектурные формы церкви-ротонды были использованы Казаковым в церкви Филиппа Митрополита (1777-1888), Космы и Дамиана (1791-1803) в Москве. Казаков отдал дань псевдоготике: в Петровском подъездном дворце (1775 — 1882) он ввел элементы древнерусской и готической архитектуры в декоре фасадов. В 1800 — 1804 Казаков руководил составлением генерального плана Москвы и созданием серии архитектурных альбомов наиболее значительных зданий.

Л. Н. Вдовина

Русское небо


Казаков Матвей Федорович (1738, Москва - 1812, Рязань) - архитектор, один из основоположников рус. классицизма. Род. в семье мелкого чиновника. В 1751- 1760 обучался в архитектурной школе моек. зодчего Д.В. Ухтомского. Одаренность К. проявилась при восстановлении Твери после опустошительного пожара 1763. В 1768 К. пригласил к себе помощником В.И. Баженов для строительства Большого Кремлевского дворца. Хотя этот проект не был воплощен в жизнь, по словам Баженова, "Казаков по знанию в архитектуре столько приобрел, что не только при начале строения, но и впредь к большим делам способен". В 1775 К. получил звание архитектора. В 1775-1782 К. построил псевдоготический Петровский дворец. Красные кирпичные стены и белокаменные детали карнизов придали зданию сказочный вид. Эта постройка выдвинула К. в первый ряд архитекторов его времени. В 1776-1787 К. сооружал здание Сената в Моск. Кремле, спокойная и строгая красота к-рого принесла архитектору славу. С 1786 К. возглавлял "кремлевскую экспедицию", проводившую основные строительные работы в Москве. К. решал задачу создания нового типа городского жилого дома, к-рый отвечал бы экономическим, социальным и художественным запросам своего времени. Разработал и новый для эпохи тип "доходного" дома, где были торговые помещения и сдаваемые внаем квартиры. Прославился К. и как блистательный мастер интерьера. Им создан Колонный зал "Благородного собрания" с умелым использованием колонн, пилястр, карнизов. К. строил дворцы и купеческие Особняки (дом-усальба Демидова в Гороховом переулке, дом Губина на Петровке); многочисленные церкви (церковь Козьмы и Дамиана на Маросейке и др.); большие общественные здания Москвы: дом. моек. генерал-губернатора, здание Моск. ун-та, перестроенного после пожара 1812 архитектором Д.Жилярди; ансамбль Голицынской больницы - одно из замечательнейших сооружений рус. классической архитектуры. К. продолжил работу над начатым Баженовым, но так и не завершенным проектом ансамбля в Царицыно. Вокруг К. быстро сложилась архитектурная школа, а трое сыновей К. стали его деятельными помощниками. В 1805 школа была превращена в Архитектурное уч-ще. Находясь в отставке, К. возглавил обширную работу по составлению перспективного, т.н. "фасаднического" плана Москвы, к-рый должен был запечатлеть архитектурный облик города и от к-рого сохранились лишь фрагменты. В 1812 при приближении французской армии к Москве семья увезла К. в Рязань. К. узнал о пожаре 1812в Москве и, по словам его сына, "не мог без содрогания вообразить, что многолетние труды его превратились в пепел". Душевное потрясение ускорило смерть К.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Литература:

Ильин М.А. Казаков, М., 1955.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС