Карус, Карл Густав |
|
1789-1869 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карл Густав КарусКарус (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг, — 28.7.1869, Дрезден), немецкий естествоиспытатель, врач, философ, художник. В развитом Карусом варианте позднеромантической философии своеобразно преломляется гётевская идея единства бытия — отражения всего во всём. Воспринятое у Гёте представление об органичности и одухотворённости природы, об её живой метаморфозе проецируется у Каруса на широкое поле специальных знаний (общая физиология, гинекология, «краниоскопия»); при этом Карус стремится к созданию целостной символической картины всего бытия как становления внутреннего смысла. Даже искусство пропитывается у Каруса импульсами его символической науки: так, пейзажная живопись должна быть научно обоснованной физиогномикой ландшафта. В антипозитивистском, идеалистическом мировоззрении Каруса духовное начало безусловно и первично, «душа» определяет развитие организма; ключ к сущности сознания заключён в подсознательном. Карус оказал значительное влияние на психологию конца 19 века, позднее на витализм Клагеса и других. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Goethe. Zu dessen näherem Verständnis, Dresden, 1055; Psyche. Zur Entwicklungsgeschichte der Seele, Dannstadt, 1964; Lehenri-crinnerungen und Denkwürdigkeiten, Bd l—2, Weimar, 1966; Briefe über Landschaftsmalerei, Hdlb., 1972.
Карус (Carus) Карл Густав (1789-1869) — немецкий врач, философ, психолог и художник. Биография. Посещал Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811 г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813 г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. С 1814 года профессор женских болезней в Саксонской медико-хирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал свой учебник но гинекологии (Lehrbuch der Gynakologie. 1820), с 1827 г. — лейб-медик королевской семьи, придворный и медицинский советник. В круг его знакомых входили А. Гумбольдт, А Тик, К. Д. Фридрих, с 1818 г. у него завязалась переписка с Гёте. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1833). Исследования. Первым в Германии стал заниматься сравнительной анатомией, затем — сравнительной психологией, в которой основное внимание уделял описанию поведения различных видов животных (Сравнительная психология, или история развития души на различных ступенях животного мира. М., 1867), открыл кровообращение у насекомых (Uber den Blutkreislaufderlnsekten, 1827). На его философское мировоззрение большое влияние оказала система Фихте, прежде всего в ее антропологической части. Кроме того, Карусу была очень созвучна идея Гёте об одушевленности природы, о том, что все в природе отражается во всем. Старался создать целостную картину бытия как становления внутреннего смысла, Космос в этой картине не просто механизм, но организм. Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, условие всякого бытия и всякого развития. По его мнению, между «живой» и «мертвой» материей нет разрыва, и если в каждой нервной клетке в качестве предварительного условия лежит идея, то накопление клеток дает и накопление идеальной стороны организма. В своем труде Psyche, zur Entwicklungsgeschichte der Seele (Darmstadt, 1846) Карус одним из первых обосновал существование бессознательного на основе этого единства тела и души. Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же — это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о «физиогномике природы» были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном «физиономическом наблюдении» самой жизни и о разрушении «бессознательного космического ритма природы человеческим духом». Особое внимание Каруса привлекал вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Leipzig, 1853), он пытался модифицировать френологическое учение Ф. Й. Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844). Художественная натура Каруса находила свое выражение не только б его символической психологии, но и в произведениях искусства, им был создан ряд полотен с ландшафтной живописью, в которых чувствуется школа К. Д. Фридриха, свои работы по анатомии он гравировал сам. Также он был известен как эстетик и художественный критик (Neue Briefe uber Landschaftsmalerei, 1831). Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 236.
Карл Густав Карус (03.01.1789-1869) - один из самых крупных представителей немецкого романтического пейзажа. Его картины, как правило, очень небольшие, со всей ясностью открывают нам тот своеобразный и глубокий взгляд на мир, который был вы работан в начале XIX века романтической философией. Самому Карусу "философствующий" подход к искусству был присущ в гораздо большей мере, чем кому-либо из пейзажистов той эпохи. Карус не был художником по образованию и пришел к живописи от своих, уже сложившихся, научных и философских воззрений. Известный дрезденский ученый-естествоиспытатель, мыслитель и врач, он, как и многие выдающиеся люди того времени, обладал духовным универсализмом, позволявшим обращаться к разным видам деятельности - науке, искусству, литературе - и в каждом сказать свое слово. Великим примером такого универсализма в ту пору был Гете, сочетавший в себе поэта, художника и ученого. Но и сам Гете в одном из писем писал Карусу: "Право, вы соединяте в своей деятельности столько свойств личности, способностей, навыков, глубокая живая связь которых вызывает удивление". Их дружба и научное общение, начавшиеся в то время, когда Карус был еще молодым профессором-акушером в Дрездене, продолжались до самой смерти Гете. Как известно, слияние, обогащающее взаимопроникновение искусства и науки было не менее характерно для эпохи романтизма, чем обращение искусства к сказке, мифу, фантазии. Романтическая натурфилософия перевернула представление о мироздании, дала всему новое, одухотворяющее обоснование - и в глазах романтиков конкретные науки о природе исполнились нового, таинственного и даже поэтического смысла. Поэта Новалиса занимало строение горных пород, художник Рунге занимался физической теорией цвета, Карус в связи со своими живописными задачами принялся за научное изучение атмосферных явлений, законов формирования и структуры облаков... Романтическое мировоззрение поставило лицом к лицу природу и человека, видя и в том, и в другом проявление единого и бесконечного духовного начала. В представлении романтиков дух, живущий бессознательно-творческой жизнью в природе, порождающий все многообразие ее форм, проявляется в человеке как сознание, многообразие чувств, мыслей, деятельности. Человек ощущает в природе родственное себе существо, познает и выражает ее - как в науке, так и в искусстве; духовная сущность человека стремится к слиянию с духовной сущностью мира. Поэтому недаром естествоиспытатель и художник в ту эпоху стали так близки друг другу, а самым плодотворным направлением романтического искусства в Германии стал именно пейзаж. Карус, в духе романтической философии, так определял отношение искусства к науке: наука познает части, искусству подвластен дух целого, ибо в искусстве человек отчасти сам уподобляется бессознательно творящей природе. Истина же в их сочетании. Научные данные обретают конечный смысл в целостном художественном выражении, и искусство, если оно отвечает поставленной цели, должно быть основано на глубоком научном знании. Это сочетание и определило романтическую личность Каруса. Как уже говорилось, Карус не учился живописи, он был самоучкой. Первые его работы непосредственно связаны с его научными занятиями - это анатомические и ботанические штудии. И лишь постепенно появляется интерес к пейзажу. Но по-настоящему свой путь в искусстве Карус нашел, когда переехал из Лейпцига, где он кончил университет, в Дрезден и познакомился с Каспаром Давидом Фридрихом (в 1817 году). Фридрих первым открыл специфический язык романтического пейзажа. Наверное, его картины и нельзя называть пейзажами в том традиционном смысле слова, в каком этот жанр сформировался и существовал до него в европейском искусстве. Это не изображение местности - реальной или идеальной, - а, выражаясь языком романтизма, философское, духовное созерцание в формах видимой природы. Карус нашел для этого нового рода искусства обозначение - он предлагал называть его не пейзажем, а "изображением жизни земли". Он настолько глубоко воспринял принципы искусства Фридриха, что относительно некоторых картин до сих пор существует сомнение - принадлежат они "учителю" или "ученику". Увлеченный Фридрихом, по его следам, Карус в 1819 году отправляется в путешествие на остров Рюген, где, как и Фридрих, пишет морские пейзажи. Море и небо в этих полотнах служат художнику .как бы для того, чтобы дать понятие о самой бесконечности природы. В картине "Прибой на Рюгене" показаны только узкая полоска каменистого берега и большие, монотонно вздымающиеся валы волн до самого горизонта. Пейзаж поражает своим величественным безлюдьем; художник хотел передать природу великой, могущественной и глухой, такой, какова она сама по себе, а не какой ее обычно воспринимает и приспосабливает к своим нуждам нерефлектирующий человек. В картине "Лунная ночь на Рюгене" художник убирает и последнюю опору - берег; мы видим море так, как его вообще не может видеть человек, - посреди водной пустыни, сверху, подобно пролетающим близко чайкам; и мы не можем оторвать глаз от расстилающейся под нами освещенной луной волнистой ряби. Художник всматривается в бесконечную природную стихию с пристальностью и ожиданием, как всматривался бы в лицо человека. То, что наделенная духом природа, подобно человеку, может иметь свое "выражение", созвучное человеческим чувствам, - убеждение, выраженное Карусом в его теоретически-философском труде "Девять писем о пейзажной живописи". Такие выражения - печали, покоя, обновления и т.д.- придают картине природы время дня, время года. Восприимчивость романтического художника, убежденного во внутреннем родстве природы и человека, видит и в определенном сочетании природных мотивов не случайность, а символы духовного состояния. Проникнувшись этим умонастроением, мы поймем, к примеру, мысль художника в картине "Кладбище монастыря Ойбин" (1828): руины церкви, могилы под снегом - это распад, оцепенение, небытие; высящиеся в центре композиции могучие зеленые ели - предчувствие грядущего возрождения. В творчестве Каруса есть ряд картин, прямо посвященных теме духовного родства и безмолвного тайного диалога человека и природы. В этих картинах человек не располагается естественно на лоне природы, как стаффаж в классическом пейзаже. Он всегда вне ее, смотрит на нее из окна, из проема, с террасы, но объединен с пейзажем по-другому - сопереживанием, общностью духовного состояния. Такова "Дама на террасе" (1824), устремившая взгляд в голубоватую рассветную даль. Такова одна из самых известных картин Каруса "Переезд в барке через Эльбу" (1827). Из темного пространства крытой барки, глазами сидящей здесь молодой нарядной девушки мы смотрим на реку и сияющий вдали на противоположном берегу, растворяющийся в солнечном свете пейзаж с силуэтом Дрездена и проникаемся ее состоянием радостного ожидания, порыва из темноты к свету, от обыденности - к чуду. И наконец, одна из самых своеобразных картин Каруса - "Терраса Брюля в Дрездене" (1830). Сумерки. Влажный туман. Из самого тумана, как чудесное видение, возникает остроконечный силуэт дрезденской Хофкирхе. На переднем плане у парапета террасы - фигуры бродяг или странников: сидящий, как будто в оцепенении, сгорбившийся старик, к коленям которого прижался ребенок, у их ног лежит собака. Грезит человек, и город погружен в туман, как в грезу. В этот час они как бы сливаются друг с другом в никому не ведомой немой беседе, полной тайного смысла. Особой темой вплетается в живопись Каруса мотив искусства, творчества. Картина "Балкон в Неаполе" (1829-1830) чем-то напоминает "Переезд через Эльбу": из комнаты, через открытую балконную дверь мы видим залитый солнцем город на другом берегу залива. Кажется, не хватает только одного - глядящего в эту даль человека; и правда, здесь нет человека, но есть его песня - поставленная у самой двери скрипка. Также отсутствует человек и на другой картине Каруса "Мастерская художника в лунном свете" (1826). Светлые квадраты окна на прозрачной занавеске перечеркнуты темным силуэтом мольберта и муштабеля. И больше нет контрастов, все погружено в обволакивающую мглу, покой. Чувствуется то неясное, смутное, но напряженно-духовное состояние, в котором и зарождаются образы в то время как спят разум и воля художника. Мало кому удавалось передавать с такой силой саму таинственную атмосферу творчества, чем этому ученому-натуралисту, профессору и философу, которого коснулся и превратил в художника духовный порыв романтизма. Использованы материалы статьи Е. Кантора в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
Далее читайте:Художники (биографический указатель). Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Vorlesungen tiber Psychologie, 1831; Uber Grund und Bedeutung der verschiedenen Formen der Hand in verschiedenen Personen. Stuttgart, 1846; Lebenserinnerungen und Denk- wurdigkeiten. 2 Bd. Weimar, 1856-1866, в рус. пер.: Житейские воспоминания и достопримечательности: В 2 т. М., 1865; Vergleichende Psychologie. Wien, 1866, в рус. пер.: Сравнительная психология. СПб., 1867; Фридрих-пейзажист // Эстетика немецких романтиков. М., 1986. Литература:Knauss В. Carus // Neue deutsche Biographie. Berlin, 1957. Bd. 3; Prause M. Carl Gustav Carus: Leben und Werk. В., 1968.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |