Караваева Анна Александровна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Караваева Анна Александровна

1893-1979

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Караваева Анна Александровна

Караваева Анна Александровна [15(27).12.1893, Пермь — 21.5.1979, Москва] — прозаик, драматург.

Родилась в семье служащего.

В 1911 с медалью окончила гимназию, после чего 2 года работала учительницей в одном из сел под г.Кизел.

В 1913-16 училась на историко-филологическом факультете Высших (женских) Бестужевских курсов в Петербурге.

В начале 1920-х Караваева приехала с мужем, военным комиссаром, в Барнаул, где работала преподавателем в совпартшколе и Единой трудовой школе.

В 1922 вышел первый рассказ Караваева «Под искрами», в котором повествовалось о борьбе с рабством в Древнем Риме. По мотивам алтайских впечатлений Караваева издала сборник стихов «Чертополошье» (1923).

В 1920-е Караваева преимущественно публиковалась в журнале «Сибирские огни» и газете «Красный Алтай» (рассказы, стихи, очерки и статьи). Караваева — типичный представитель социалистического реализма в литературе. Первые произведения Караваева в основном посвящены проблеме взаимодействия «старого» и «нового» мира (повесть «Флигель», 1923), жизни советской деревни и нравственным проблемам, возникшим после революции у крестьян (повесть «Двор», 1926; в 1927 по повести снят кинофильм «Красавица Харита»), проблеме социального неравенства в деревне (повесть «Медвежатное», 1926).

В 1925 вышла историческая повесть Караваевой «Золотой клюв», в которой речь идет о работе крепостных на золотых приисках во времена Екатерины II (в 1929 по повести был снят одноименный кинофильм), в 1927 — повесть «Берега» и роман «Юность на Грязной».

В 1926 Караваева стала членом Коммунистической партии.

В 1928 переехала в Москву.

Центральным произведением в довоенной прозе Караваевой стал роман «Лесозавод» (1928), в котором рассказывается о возрождении промышленного государственного предприятия, при этом Караваева акцентирует внимание на благотворном влиянии строительства на быт и психологию крестьян.

Более поздние произведения Караваевой посвящены дореволюционной демократической интеллигенции, комсомольцам эпохи Гражданской войны и рабочим. В центре внимания писательницы оказываются проблемы нравственного воспитания молодого поколения: «Рассказы о познании» (1934), сб. рассказов «Крутая ступень» (1934), роман «Лена из Журавлиной рощи» (1938). Караваева также немало внимания уделяла проблемам борьбы за равноправие женщин: «Огонь на мачте» (1927), «Восхождение» (1937), «Розан мой, розан...» (1940).

В 1931-1938 Караваева занимала должность главного редактора журнала «Молодая гвардия».

С 1934 входила в правление СП СССР. Во время Второй мировой войны Караваева как корреспондент газеты «Правда» находилась на Урале (1941-43).

Из публицистических заметок Караваевой о работе эвакуированных военных заводов «Сталинские мастера» («Уральские мастера»), написанных во время работы на Урале (1943), в 1943-50 выросла трилогия «Родина» (Сталинская премия 3-й степени за 1950; Государственная премия СССР за 1951), объединившая 3 романа, посвященных героическому труду людей в тылу в дни Великой Отечественной войны: романы «Огни» (1943), «Разбег» (1948), «Родной дом» (1950).

Кроме того, Караваева является автором сборником рассказов о судьбах первых комсомольцев «Первое поколение» (1959), «производственного» романа о советских машиностроителях «Грани жизни» (в 1961 опубликован в газете «Целинный край», в 1963 выходит отдельным изданием), книги дневников «Вечнозеленые листья» (1963).

Караваева писала также пьесы: «Двор» (1930); «Свой дом» (1934); «Черные брови — знакомый человек» (1947); «Гордая Ксения» (1952) и др.

Участие Караваевой в международных конгрессах (например, Караваева была делегатом Международного конгресса писателей в защиту культуры, 1935), встречи с деятелями культуры (А.Серафимовичем, А.Фадеевым и др.) отражены в книгах «Повесть о пропавшей улице. Июнь в Париже» (1936), «Во Франции» (1946), «Свет вчерашний» (1964) и др. Караваева — автор воспоминаний о Н.Островском (1937), Матэ Залке (1938), Б.Левине (1940), П.Бажове (1953) и др.

В 1930-60-х произведения К. пользовались популярностью у читателей и вызывали одобрение критики (Замошкин Н. // Новый мир. 1926. №7; Лежнев А. // Печать и революция. 1926. №2), однако впоследствии критики стали отмечать слишком буквальное выполнение Караваева указаний партии о необходимости воспитательного воздействия литературы, вследствие чего возникала надуманность конфликтов и гротесковость характеров героев.

Караваева была награждена 6 орденами, в т.ч. орденом Ленина, а также медалями.

М.В.Смирнова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 152-153.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 5 т. М., 1957-58;

По дорогам жизни: Дневники, очерки, воспоминания. М., 1957;

Автобиография // Советские писатели. М., 1959. Т.1.;

Двор: Повесть. Лесозавод: роман. М., 1961;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1988.

Литература:

Фриче В. Оторванные куски // Фриче В. Заметки о современной литературе. М.; П., 1928;

Гоом Л. В борьбе за пролетарское мировоззрение (Анна Караваева) // На литературном посту. 1929. №19;

Шагинян М. Темы военного тыла // Литература и искусство. 1944. 30 сент.;

Крупеников Л. // Новый мир. 1947. №10;

Либединский Ю. Трилогия о рабочем классе // Выдающиеся произведения современной литературы 1950 года. М., 1952;

Скорино Л. Анна Караваева // Скорино Л. Семь портретов. М., 1956;

Тычинская Г.Л. Основные этапы творческого пути А.Караваевой // Ученые записки Московского областного педагогического института. 1957. Т.54;

Либединский Ю. Живая душа // Огонек. 1958. №51;

Генина М. ...Вливается в труд моей республики // Знамя. 1964;

Дробот Г. Свет немеркнущий // Москва. 1964. №11;

Некролог // Литературная газета 1979. 30 мая;

Шенфельд И. // Русская мысль. 1979. 28 июня;

Караваева В. // Москва. 1983. №12.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС