КАРАМЗИН Николай Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

КАРАМЗИН Николай Михайлович

1766-1826

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Михайлович Карамзин

Карамзин Николай Михайлович (1.XII.1766 - 22.V.1826) - русский писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губернии. С 1784 года жил в Москве, где сблизился с масонами, оказавшими значительное влияние на формирование его мировоззрения. В 1789-1790 годы путешествовал, за границей. Впечатления от поездки и отрицательное отношение к революции во Франции изложил в "Письмах русского путешественника". В 1791-1792 годы издавал "Московский журнал", ставший центром русского сентиментализма; в 1802-1803 годы - литературно-политический журнал "Вестник Европы". Карамзин - автор многих литературных произведений сентименталистского направления ("Бедная Лиза", 1792, и др.). В 1803 годы получил от царя поручение написать историю России и стал получать пенсион как государственный служащий. Одновременно активно участвовал в общественной и политической жизни. Представляя интересы реакционного дворянства, выступил с резкой критикой проектов государственных преобразований М. M. Сперанского. В "Записка о древней и новой России" (1811) защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений. Осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними.

В 1816-1817 годы вышли в свет первые 8 томов "Истории государства Российского" Карамзина, 9-й том - в 1821, 10-й и 11-й - в 1824, 12-й (кончается событиями 1611) - после смерти Карамзина, в 1829. Успех труда был необыкновенен: меньше чем в месяц был раскуплен весь тираж (3 тыс. экз.). В связи с этим в 1818-1819 годы издание было повторено и в дальнейшем неоднократно переиздавалось. Исторические взгляды Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Поэтому все усилия Карамзина употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приемом объяснения исторических событий. Эти взгляды Карамзина совпадали с взглядами В. Н. Татищева и М. M. Щербатова. Так же как названные историки, Карамзин видел в истории науку, призванную наставлять людей в их практической общественной деятельности. Этому политико-моральному назидательному значению истории он придал реакционно-охранительное содержание, направленное против антикрепостнических народных движений.

Карамзин - ярый защитник самодержавия. В "Записке о древней и новой России" он связал с самодержавием всю историю. Превратив самодержавие в определяющую силу, Карамзин создал периодизацию русской истории, полностью исходящую из истории самодержавия. Правда, он начал свою "Историю" с описания догосударственного состояния страны, но все это для него лишь предыстория, а настоящее "начало Российской истории" он связывает с "призванием варягов". Карамзин - последовательный сторонник норманской теории происхождения Русского государства. Периодизация русской истории Карамзина очень близка к периодизации Татищева и Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей государства, а историю государства - с историей самодержавия. Разница между ними очень небольшая, она касается главным образом определения хронологических границ отдельных периодов.

Однако Карамзин внес много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий. Так, он ввел понятия монархии "единодержавной" и монархии "самодержавной". Под единодержавием он подразумевал политический строй с наличием удельной системы, где "монарх" выступает как глава удельных князей. Самодержавием называл политически строй, в котором отсутствовали уделы, а "монарх" пользовался неограниченной властью. Это различие позволило Карамзину нарисовать более сложную политическую историю Древней Руси в сравнении с тем, что дали Татищев и Щербатов, для которых не существовало различий между великими князьями киевскими и московскими царями. В отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной политики великих князей, деливших государство между сыновьями, Карамзин считал, что удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами и духом времени" и что она была свойственна всем странам Западной Европы, где "господствовали народы германские". По-иному, чем его предшественники, Карамзин объяснил образование единого Русского государства. В противовес Татищеву, увидевшему в этом факте всего лишь "восстановление древней монархии", Карамзин оценил его как совершенно новую ступень в развитии Русского государства. Образование единого государства при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и единовременный) процессу образования крупных централизованных государств в Западной Европе. Приведенные примеры свидетельствуют, что Карамзин не удовлетворялся чисто рационалистическим объяснением исторических событий и в ряде случаев использовал так называемый прагматический взгляд на историю и историко-сравнительный метод, что ставило его на уровень передовой исторической науки того времени.

"История" Карамзин во много раз превосходила труды Татищева и Щербатова и своей источниковедческой основой. Карамзин впервые использовал громадное количество исторических документов, в том числе Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, большое количество сказаний иностранцев и др. Извлечения из документов Карамзин поместил в пространных примечаниях к своей "Истории", которые долгое время играли роль своеобразного архива, не потерявшего полностью этого значения и в настоящее время, поскольку некоторые документы, вроде Троицкой летописи, оказались утерянными и об их содержании можно узнать лишь по примечаниям Карамзина. И как источниковед Карамзин намного превосходил Татищева и Щербатова. Ему были знакомы новейшие приемы критики источника и их научной публикации. Следует, однако, отметить, что в тексте "Истории" Карамзин нередко отходил от источника или отдавал предпочтение менее проверенному источнику в угоду своим политическим целям и монархической исторической концепции или из желания "оживить" и "расцветить" события.

"История" Карамзина, написанная современным литературным языком, с ярким и образным изображением исторических событий, оказалась доступной для самых широких кругов читателей. Несколько десятилетий она была настольной книгой, по которой в России знакомились с историей.

"История государства Российского" знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в русской исторической науке. Историческая концепция Карамзина стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Из нее исходили и ее развивали М. П. Погодин и другие сторонники теории официальной народности, Н. Г. Устрялов, К. Н. Бестужев-Рюмин, Д. И. Иловайский и другие представители официальной историографии. Своим духовным отцом считали Карамзина и славянофилы. Отрицательно отнеслись к "Истории" Карамзина представители прогрессивного лагеря. Известны две эпиграммы, приписываемые А. C. Пушкину, высмеивающие приверженность к "самовластью" и воспевание Карамзиным "прелестей кнута", хотя Пушкин назвал "Историю" Карамзина "созданием великого писателя". Декабрист Н. M. Муравьев начал составлять большой разбор произведения Карамзина, в котором доказывал методологическая несостоятельность и политическую вредность его концепции (см. "Лит. наследство", т. 59, М., 1954). Очень близкую к декабристам точку зрения на произведение Карамзина высказал И. Лелевель - видный польский историк и активный участник польского национально-освободительное движения.

И. А. Кудрявцев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература: Погодин М. П., H. M. Карамзин по его сочинениям, т. 1-2, М., 1866; Бестужев-Рюмин К., Биографии и характеристики, СПБ, 1882; Милюков П. М., Гл. течения рус. ист. мысли, 3 изд., СПБ, 1913; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1941; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Историография истории СССР, М., 1961.


Вернуться к главной странице о Н.М. Карамзине

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС