Камбис
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Камбис

529-522 гг. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Камбис

Камбиз II, Великий царь Ахеменидов (530—522 гг. до н.э.), старший сын Кира II Великого и Кассанданы. Вскоре после завоевания Месопотамии в 539 г. до н.э. Кир называет своего сына Камбиза царем Вавилона, но его царская власть в Вавилоне продлилась не более девяти месяцев. Завоевание Египта, которое его отец не смог осуществить, было выполнено Камбизом в 525 г. до н.э. Там он был увенчан титулом фараона («Царь верхнего и нижнего Египта») и основал XXVII династию, но потерпел неудачу в своем честолюбивом плане завоевания остальной части Африки. Он не пошел в северную часть Нубии и был вынужден отказаться от своих намерений взять Карфаген. Классические источники, а именно — Геродот, описывают его как жестокого сумасшедшего, грабителя храмов, осквернителя могил и главным образом как убийцу священного быка Аписа. Это пропагандистское изображение, распространявшееся некоторыми храмовыми священниками, отстраненным от привилегий, кажется все же не соответствующими реальности и заслуживает исправления. У него были значительные трения с главами племенной персидской аристократии вследствие усиления централизованной власти. В марте 522 г. до н.э. «маг» по имени Гаумата восстает против него. Получив эту новость, Камбиз поторопился вернуться в Персию, но несколькими месяцами позже он умер на обратном пути.

Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 312.


Камбис, Камбиз, Камбуджия, - царь (530-522 до н. э.) Ахеменидской державы, сын Кира II (Великого). В 537 году был наместником Кира в Вавилонии. В 525 году вторгся в Египет. Греки Киренаики и ливийцы добровольно подчинились Камбису. Египетское войско было разгромлено (при Пелусии); начальник флота Уджагорресент сдал Камбису флот без боя; египетский царь Псамметих III был взят в плен. 29 мая 525 года Камбис был признан царем Египта и основал новую, XXVII династию фараонов, приняв титул "царь Египта, царь стран". В 524 году вторгся в страну Куш, но потерпел поражение. В конце 524 года или начале 523 года вернулся в Египет, где в это время вспыхнуло восстание против персидского господства. Подавив восстание, стал готовиться к новому походу в Куш, но, получив известие о восстании против него Гауматы (март 522 года), отправился для подавления восстания в Персию. По пути умер при загадочных обстоятельствах.

M. А. Дандамаев. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.


Камбис, Камбуджия - старший сын Кира Великого, персидский царь (529-522 гг. до н.э.). В начале царствования он столкнулся с антиперсидскими выступлениями отдельных народов, входивших в состав Персидского царства. Пришлось потратить немало времени и сил, чтобы подавить эти восстания. Укрепившись на престоле, Камбис приступил к осуществлению похода на Египет, задуманного еще Киром Великим. В конце 527 г. он стал стягивать свои войска в Палестину и приказал финикийцам готовить флот. Острова Кипр и Самос выразили готовность поддержать Камбиса в египетском походе кораблями.

В 525 г. персидская армия выступила в поход. Большая часть пехоты переправлялась в Египет на кораблях. Конницу Камбис повел сам через пустыни Южной Палестины и Синайский полуостров. Он привлек на свою сторону кочевников-арабов, в чьих руках находился путь в Египет. Благодаря этому персидское войско было обеспечено питьевой водой, которую арабы доставляли на верблюдах.

Узнав о приближении персов, египетский фараон Псамметих III сделал все возможное для организации обороны страны. Первая битва персов с египтянами произошла у города Пелусий. Персы одержали победу, наголову разбив египтян. Остатки египетского войска отошли к Мемфису, но вскоре сдались на милость победителя. Мемфис открыл ворота завоевателям, фараон Псамметих III сдался в плен вместе с семьей и приближенными. В скором времени вся долина Нила вплоть до острова Элефантина признала власть персидского царя. Напуганные победой персов, ливийцы, жившие к западу от Египта, а также греческие города Кирена и Барка добровольно признали господство Камбиса и прислали ему подарки.

На первых порах Камбис был снисходителен к завоеванному народу. Он короновался по египетскому обычаю, стал пользоваться египетской одеждой, участвовал в религиозных церемониях и приносил жертвы египетским богам. За многими египетскими вельможами он сохранил их прежние должности. Бывшему фараону Псамметиху III он сохранил жизнь и держал его при себе скорее в качестве советника, чем пленника.

Несколько месяцев спустя Камбис предпринял попытку завоевать Карфаген, но подвластные ему финикийцы отказались участвовать в этом предприятии со своими кораблями, так как карфагеняне были их соплеменниками. Тогда Камбис решил достичь Карфагена сухим путем. Однако эта попытка закончилась полным крахом: пятидесятитысячный корпус, посланный к оазису Аммона, через который шел путь в Карфаген, погиб в результате песчаной бури. Неудачей закончился и поход Камбиса в Эфиопию: персидское войско понесло большие потери во время перехода через безводную пустыню и вынуждено было отступить в Египет.
Вернувшись в Мемфис, Камбис жестоко подавил волнения египтян, начавшееся во время его отсутствия. Так, по его приказу был убит Псамметих III и стерты на саркофагах имена и титулы фараонов XXVI династии. Камбис распорядился разрушить храмы, жрецы которых были заподозрены в подготовке к восстанию. Он собственноручно убил мечом священного быка Аписа. Безумства Камбиса дошли до того, что он велел умертвить собственного брата Смердиса и убил свою жену Роксану. Несколько знатных персов он приказал закопать живыми.

В марте 522 г. Камбис получил известие о том, будто его брат Смердис жив и захватил царский трон. Это удивило Камбиса, так как он наверняка знал, что Смердис мертв. Тем не менее он направился в Персию, чтобы лично разобраться в происходящих там беспорядках. В пути он тяжело заболел и умер.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Камбиз и завоевание Египта

О царствовании Камбиза нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами. Камбиз вступил на престол в качестве старшего сына Кира и законного престолонаследника. Однако при его вступлении на престол в стране начались смуты. Отдельные страны, завоёванные Киром, но экономически очень мало связанные с Персией, не вошли ещё органически в состав Персидского государства. Отдельные народы, покорённые Киром, ещё помнили о своей былой независимости и, естественно, при первой возможности должны были восстать, чтобы вернуть себе свою свободу. И. В. Сталин писал: «Великие государства Кира или Александра не могли быть названы нациями, хотя и образовались они исторически, образовались из разных племён и рас. Это были не нации, а случайные и мало связанные конгломераты групп, распадавшиеся и объединявшиеся в зависимости от успехов или поражении того или иного завоевателя» *. Отдельные народы, покорённые Киром, но не связанные прочно с Персией, воспользовались смертью завоевателя и отпали. Камбизу пришлось потратить много усилий, для того чтобы подавить восстания. Возможно, что к этим восстаниям был причастен и второй сын Кира, который в Бехистунской надписи назван Бардия, а в труде Геродота Смердисом. По словам Ксенофонта, «когда Кир умор, между его сыновьями тотчас же начались распри, тотчас нее начали отпадать города и племена». Очевидно, для того чтобы укрепить своё положение в качестве полновластного царя Персидской державы, Камбиз убил своего брата Бардию, причём, как говорится в Бехистунской надписи, «когда Камбуджий (Камбиз. — В. А.) Бардию убил, народу неизвестно было, что Бардин убит».

Укрепившись на престоле и восстановив свою власть над восставшими народами, Камбиз стал готовиться к походу в Египет с целыо продолжить завоевательную политику Кира. Египет, несколько усилившийся при предприимчивых фараонах XXVI саисской династии, гордый своей тысячелетней древней культурон и своим былым могуществом, всё ещё казался опасным соперником персидского царя. Египетский фараон Яхмос II (Амазис) пытался укрепить экономическое и военное могущество Египта, развивая торговлю Египта с греками и вербуя греков в качестве наёмников в египетскую армию. Кроме того, фараон заключил союз с Кипром, Лидией, Вавилоном и островом Самос. Однако быстрое усиление Персии выбивало последние козыри из рук слабеющего и внутренне немощного Египта. Вавилон и Лидия были покорены Киром. Кипр, Поликрат Самосский и даже начальник греческих наёмных отрядов иониец Фанет, служивший ранее Яхмосу II, перешли на сторону Камбиза. Таким образом, Египет, потеряв своих союзников, должен был один лицом к лицу встретить грозного персидского завоевателя, перед которым склонилась вся Западная Азия и войска которого надвигались на Египет подобно лавине.

Опираясь на свою громадную армию и на сильный флот своих союзников — финикийцев, кипрян и самоссцев, Камбиз в 526 г. до н. э. выступил в поход против Египта. В этом походе Камбиза сопровождали бывший лидийский царь, престарелый Крез, которого греческие историки изображают в виде умудрённого житейским опытом старца, и Силосон, брат Поликрата Самосского. Камбизу удалось заключить соглашение с вождём арабских племён, который снабжал водой персидское войско во время перехода через Синайскую пустыню.

В то время, когда огромное персидское войско приближалось к Египту, умер Яхмос II, крупный политический деятель того времени, умело пользовавшийся поддержкой греков. На престол египетских фараонов вступил Псамтик III, который не смог оградить своей страны от натиска врагов и сохранить независимость своего государства. Несмотря на то что египетские войска оказали упорное сопротивление как во время битвы при Пелузии, так и при осаде Мемфиса, персы одержали полную победу над египтянами и покорили Египет (525 г. до н. э.). Опасаясь персидского нашествия, добровольно покорились персам некоторые племена Северной Африки, жившие к западу от Египта. Так, по словам Геродота, «судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые и сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбизу. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреняне и баркияне».

Греческие историки рассказывают о жестоком терроре, который Камбиз установил в Египте. Страбон сообщает, что Камбиз сжёг Серапей и Мемфис, а Диодор говорит, что Камбиз разграбил Рамессей. Описывая злодеяния Камбиза, Геродот называет его «безрассудным и сумасшедшим человеком», который в припадке безумия убил копьём священного быка древних египтян Аписа, ударом ногой в живот убил свою беременную жену Роксану и вообще страдал «тяжким умопомешательством». Свидетельства греческих историков о жестокостях и тираническом правлении Камбиза в Египте в некоторой степени подтверждаются элефантинскими папирусами, в которых говорится о том, что «Камбиз разрушил все храмы египетских богов». В одной египетской надписи этого времени говорится о «величайшем ужасе, охватившем всю страну, подобного которому никогда не было». Однако все эти сообщения несколько преувеличены. Очевидно, завоевательная и деспотическая политика Камбиза вызвала большую оппозицию в Мидии и в целом ряде стран, вошедших в состав Персидской державы, взрыв патриотических чувств в Египте и тревогу во всём греческом мире. В Египте начались волнения, которые вызвали ответные репрессии персов, в частности убийство Псамтика III, последнего египетского фараона XXVI династии, который, но словам Геродота, «был уличён в возбуждении египтян к восстанию». Поэтому но удивительно, что особенно в греко-египетских кругах возникли преувеличенные рассказы и даже почти легенды о жестокостях, деспотизме и безумии Камбиза. Эти легенды нашли своё яркое отражение в трудах греческих историков, в частности в книге Геродота. Морализирующая греческая историография противопоставляла «гуманного и справедливого» Кира «жестокому и безумному» Камбизу, и в том и в другом случае, конечно, допуская преувеличения. Так, Геродот говорит, что персы «Камбиза называют господином (буквально «деспотом». — В. А.), а Кира отцом», так как Камбиз был «суров и высокомерен», а Кир был «благодушен и всё делал на пользу подданных».

Однако, как видно из египетских документов, в частности из надписи египетского первосвященника храма богини Нейт в Саисе, Уджагорресента, мы узнаём, что Камбиз после завоевания Египта продолжал политику Кира по отношению к завоёванным странам. Камбиз довольно часто не только не преследовал египетскую религию, но, наоборот, судя по надписи Уджагорресента, опирался на некоторые круги египетского жречества, которые пошли на соглашение с персами. Так, Уджагорресент рассказывает, что Камбиз восстановил храм богини Нейт в Саисе, принял древнеегипетское имя и титул египетского фараона и даже был посвящён в религиозные мистерии богини Нейт. Следовательно, Камбиз уже не так резко выступал против египетской религии, как об этом пишут греческие историки. Уджагорресент с гордостью сообщает о том, что по его просьбе Камбиз приказал «выгнать всех азиатов, которые осели в храме Нейт, разрушить все дома их, которые в этом храме... омыть храм Нейт, возвратить ему всех его людей и часовых жрецов. Приказал его величество давать дары и жертвы Нейт великой, матери великих богов, которые в Саисе, как и было прежде».

Камбиз не ограничился завоеванием Египта и сделал несколько попыток завоевать другие африканские страны, покорить Карфаген, оазисы и далёкую Эфиопию. Однако его попытки не увенчались полным успехом. Финикийский флот отказался выступить против своих карфагенских единоплеменников; экспедиция, посланная в оазисы, погибла в песках пустыни; войскам Камбиза не удалось завоевать всю Эфиопию. Только полугреческая область Киренаика и соседние области признали власть Камбиза. Возможно, что и оазис Эль-Хардже был занят персидскими войсками.

Конец царствования Камбиза был ознаменован большими восстаниями, глубоко потрясшими Персидское государство. Население многочисленных стран, завоёванных Ахеменидами, открыто выражало своё недовольство завоевательной политикой персидских царей, которая тяжёлым бременем ложилась на плечи простого народа. В Бехистунской надписи говорится: «Когда Камбиз в Египет отправился, народ враждебным стал и лжи в стране много стало, как в Персии, так и в Мидии, а также в других странах». Воспользовавшись этим недовольством широких масс народа, продолжительным пребыванием Камбиза в Египте и, может быть, его неудачным походом в Эфиопию, один из индийских жрецов (магов) по имени Гаумата, выдававший себя за Бардию, убитого брата персидского царя, поднял восстание против Камбиза. Это восстание было, очевидно, организовано мидийским жречеством и аристократией с целью восстановления независимости Мидийского государства и укрепления социально-экономического положения мидийской аристократии. Обещая народу на три года освобождение от воинской повинности и уменьшение налогов, Гаумата сумел собрать вокруг себя довольно значительные силы. После смерти Камбиза во многих частях Персии начались восстания, направленные против персидского владычества. Большое Персидское царство, быстро созданное, стало быстро распадаться. Персидское государство было очень непрочным государственным образованием, лишённым внутреннего экономического единства.

Примечания

* И. В. Сталин, Соч., т. 2, стр. 293.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 538-542.


Далее читайте:

Покоритель Египта (Громов А.Б., Табан С.Н. Персия: история неоткрытой страны / ред. О. Шатохина. – 2-е изд., дополн. – С., 2017).

Исторические лица Ирана (биографический справочник)

Всё об Иране и персах (справочник ХРОНОСа)

Литература:

Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах, М., 1963 (см. указат.);

Prásek J., Kambyses, "Der alte Orient", Bd 14, H. 2, Lpz., 1913.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС