Кальвин Жан |
|
1509-1564 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан Кальвин
Кальвин (Calvin, латинизиров. Calvinus, франц. Cauvin — К о в е н) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция,— 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридическое образование, в 1533 году под влиянием идей Лютера отрёкся от католицизма и примкнул к протестантскому движению. В основном сочинении «Наставления в христианской вере» Кальвин не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов. Кальвин дополнял и совершенствовал «Наставления» в течение всей жизни: в 1-м издании (1536, Базель) — 6 глав, в последнем прижизненном издании (6-е, 1559, Женева) — 80 глав. Кальвин наиболее последовательно развил учение об «абсолютном предопределении», которое является основой всей протестантской теологии. По Кальвину, бог ещё до сотворения мира предопределил одних к спасению, других — к гибели; никакие усилия человека не могут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что он — «божий избранник». Успех в профессиональной деятельности — признак, подтверждающий богоизбранность. Профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех становится самоценностью, а не средством достижения мирских благ, но он должен дополняться мирским аскетизмом. Эта установка стала оправданием капиталистического предпринимательства, а «весь секрет» мирского аскетизма, по словам Ф. Энгельса, состоял в «буржуазной бережливости» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 378). Ввиду преследований протестантов Кальвин эмигрировал из Франции, с 1536 года жил в Женеве, возглавил реформационное движение и стремился ввести строгую дисциплину нравов. Возмущенные суровостью его требований, женевцы в 1538 году изгнали Кальвина, но через 3 года он был с почётом возвращён, стал признанным церковным диктатором, «женевским папой»; консистория пасторов, руководимая Кальвиным, фактически подчинила себе светскую власть. Была принята новая форма церковной организации в соответствии с разработанными Кальвиным «Церковными установлениями»; проведён ряд реформ для утверждения «мирского аскетизма»: упразднён пышный католический культ, предписано обязательное посещение церковных служб, запрещены развлечения, танцы, яркие одежды, украшения и прочее, установлена строгая пасторская опека над населением. Провозглашенную Реформацией свободу совести и истолкования Библии Кальвин свёл к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. Он боролся за чистоту вероучения с немецкими богословами, с протестантом-гуманистом С. Кастеллио, добился изгнания из Женевы учёного-врача Ж. Больсека, отрицавшего идею предопределения, способствовал осуждению и сожжению М. Сервета за то, что тот не признавал догмата троичности. Кальвин придал протестантизму универсальный характер (в противоположность чисто немецкому характеру лютеровской реформации); много сделал для утверждения республиканских принципов организации церковной жизни. «Церковные установления» Кальвина стали основой построения кальвинистских общин в других странах, нередко выступавших затем в роли раннебуржуазных политических организаций. «Кальвинистская реформация,— писал Ф. Энгельс,— послужила знаменем республиканцам в Женеве, в Голландии и в Шотландии... доставила идеологический костюм для второго акта буржуазной революции, происходившего в Англии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 315). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Opera quae supersunt omnia, ed. G. Baum, E. Cunitz, E. Reuss, v. l—59, Brunsvigae, 1863—1900 (Corpus reformatorum, v. 29—87); Opera selecta, ed. P. Barth, Bd l, 3—5, Münch., 1926— 1936. Литература: Виппер Р. Ю., Влияние К. и кальвинизма на политич. учения и движения 16 в., М., 1894; Лихачева В., Европ. реформаторы, СПБ, 1872, с. 159—227; Порозов-ская Б. Д., Иоганн К., СПБ, 1899; Π ο ρ ш н е в Б. Ф., К. и кальвинизм, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, И., 1958; К empf f D., A bibliography of Calviniana. 1959— 1974, Leiden, 1975; M on t er E W., Calvin's Geneva, Hun-tington, 1975; Calvinus Theologus, hrsg. v. W. H. Neuser, Neukir-chen-Vluyn, 1976. Вернуться на главную страницу Кальвина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |