Кальвин Жан |
|
1509-1564 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан Кальвин
Кальвин (Calvin, CalvinUs), Ковён (Couvin) Жан (1509— 1564) - один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Родился в Нойоне, Северная Франция. Изучал теологию, искусство и право в лучших учебных заведениях Парижа и Орлеана. Находился под влиянием идей христианского гуманизма. Кальвин был блестящим полемистом и систематизатором. В 1533 году вынужден был оставить Париж из-за обвинений в причастности к «лютеранской секте». С этого времени Кальвин приходилось много путешествовать в поисках безопасного пристанища и высокого покровителя. Первая теологическая работа Кальвина была написана в 1534 году и направлена против учения анабаптистов (в частности, против их идеи о том, что душа человека спит в период между его смертью и общим воскресением). В том же году он написал предисловие к французскому переводу Библии, где изложил свое понимание евангелического обновления. В 1536 году в Базеле Кальвин опубликовал свое основное произведение «Наставления в христианской вере», в котором дал систематическое изложение теологического обоснования Реформации. Эта работа, быстро ставшая почти нормативной для разных течений протестантов, состояла из 6 глав: 4 были традиционными для подобного сочинения, в 5-й главе Кальвин рассматривал вопрос о ложных таинствах, в 6-й — проблемы христианской свободы и взаимоотношений церковной и светской власти. Кальвин многократно переделывал эту работу и завершил окончательный ее вариант в 1559 году. В своих теологических изысканиях Кальвин в отличие от духовных лидеров ранней Реформации переносил центр внимания с евангелий на Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (человек верит лишь потому, что предопределен к спасению), ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе после смерти: избранные будут спасены, отверженные — обречены на вечные муки. Поэтому судьба человека после смерти — тайна и величие бога, перед которым все люди равно беспомощны. Кальвин разрывал религиозную связь между жизнью и смертью, освобождал земную жизнь верующего от необходимости постоянных специальных забот о спасении души. Вместо них он предлагал придерживаться нравственно-этических принципов аскетизма мирского, что позволяло человеку и даже обязывало его в земной жизни все свои силы посвящать труд, деятельности. Поскольку объективным показателем профессиональных успехов считалось прежде всего богатство, накопление средств как бы освящалось, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата капитала и времени осуждались. Богатство представлялось как божий дар: обращать его на личные нужды — грех, его следует пускать в оборот. Профессиональные успехи, согласно учению Кальвина, косвенно свидетельствуют об избранности. Труд, деятельность сакрализовалась, объявлялась формой служения богу, религиозным призванием человека. В Женеве, где Кальвин оказался проездом в 1536 году, его уговорил остаться французский протестантский проповедник Г. Фарель, возглавлявший там протестантскую партию. Вскоре Кальвин стал признанным лидером женевской протестантской общины. В городе-государстве Женеве религиозная борьба переплеталась с социально-политической, что придавало нестабильность отношениям Кальвина с гражданскими властями. Кальвин добивался, чтобы новая церковь следила за религиозными и общественными нравами жителей города, а светские власти выполняли предписания церкви. Он выдвинул план организации женевской церкви и программу религиозно-нравственного воспитания горожан. Введенное в церкви выборное начало Кальвин пытался перенести и на светскую власть, которая, по его замыслу, должна стать защитницей и материальной опорой новой церкви. Власть, не защищающая церковь и не выполняющая ее предписаний, перестает быть законной. Перипетии борьбы вынудили Кальвина и Фареля в 1538 году покинуть Женеву. Кальвин уехал в Страсбург, где прожил 3 года, оказавшихся для него очень плодотворными. Он участвовал во многих теологических диспутах, встречался с лидерами Реформации (М. Буцер. Ф. Меланхтон и др.), опубликовал несколько теологических трудов, сформировался как выдающийся лидер реформационного обновления церкви. В 1541 году после долгих уговоров Кальвин согласился вернуться в Женеву, где с удвоенной энергией берется за строительство новой церкви, простой, дешевой, демократической, формирующейся снизу вверх как союз независимых самоуправляющихся общин, выбирающих своих пасторов, пресвитеров-мирян и делегатов. Обладавший сильной волей и непоколебимой уверенностью в правоте собственных убеждений, Кальвин добивается строгого и неукоснительного соблюдения религиозно-нравственных предписаний церкви, создает диктатуру реформатской консистории, подчиняет ей городской магистрат. С этого момента начинается эволюция Кальвина к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников. Так, в 1553 году по обвинению в антитринитарской ереси (см. Антитринитарии) в Женеве был казнен ученый М. Сервет. К 1555 году Кальвин физически уничтожает, подчиняет или изгоняет из города оппозицию и становится непримиримым «женевским папой» Реформации. Кальвин ввел строгую, мелочную регламентацию религиозной, общественной и даже личной жизни горожан. Нарушение дисциплины каралось (по решению консистории или синода) различными мерами наказания вплоть до смертной казни. Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения даже в еде и одежде. В Женеву стекались и получали здесь гражданство преследуемые у себя на родине протестанты со всей Европы. В 1559 году Кальвин основал в Женеве университет, в котором начали готовить протестантских теологов-проповедников для всех европейских стран. Неустанными заботами Кальвина Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации. Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 119-121. Вернуться на главную страницу Кальвина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |