Корнель Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Корнель Пьер

1606-1684

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Пьер Корнель

Корнель Пьер (1606/1684) — французский драматург. В начале творческой деятельности проявил себя как поэт (сборник «Поэтическая смесь», 1632). Лучшие произведения — трагедии «Сид» (1637), «Гораций» (1640), «Цинна» (1640/1641), «Полиевкт» (1641/1642), пьеса «Сурена» (1674). В основе сочинений Корнеля лежит конфликт страсти и долга («Сид»), героика и пафос. Корнель также занимался религиозной поэзией.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 137.

Корнель (Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан, - 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные письма» (постановка 1629 года, издано в 1633 году) и другие, трагикомедия «Клитандр, или Освобождённая невинность» (постановка 1630-1631 годов, издано в 1632 году), трагедия «Медея» (постановка 1635 года, издано в 1639 году). Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия «Сид» (постановка, и издание 1637 года), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени - отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в «Сиде»ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций» (постановка 1640 года, издано в 1641 году), «Цинна, или Милосердие Августа» (постановка 1640-1641 годов, издана в 1643 году) и другие. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий Корнеля начала 40-х годов. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма Корнеля стремится приложить и к комедии («Лжец», постановка 1643 года, издано в 1644 году).

Начиная с трагедии «Родогуна...» (постановка 1644-1645 годов, издано в 1647 году), в театре Корнеля намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 40-х годов, получивших впоследствии название трагедий «второй манеры» Корнеля. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха - тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра Корнеля. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстаёт как иррациональная, извращённая, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. Корнель делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией («Дон Санчо Арагонский», постановка 1649 года, издана  в 1650 году). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъёма, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего Корнеля «Никомед» (постановка и издано в 1651 году), заканчивающейся народным восстанием. После провала «Пертарита...» (постановка 1651 года, издано в 1653 году) Корнель уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659 году. Трагедии Корнеля 60-х годов «Серторий» (постановка и издано в 1662 году), «Отон» (постановка 1664 года, издано в 1665 году) и другие свидетельствуют о творческом упадке драматурга. Корнель оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой «Сурена» (постановка 1674 года, издана в 1675 году). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к Корнелю в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии Корнеля переводились и ставились уже в 18 веке. Особенно популярен Корнель был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы трагедий Корнеля были сделаны в конце 19 века и в советское время (М. Л. Лозинским).

В. Я. Бахмутский.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 13. Конда – Кун. – М., Советская энциклопедия. – 1973. – 608 с.

Пьер Корнель (1606—1684) был уроженцем Руана, выходцем из кругов судейской буржуазии. Он сам занимал в течение некоторого времени должность в руанском парламенте, однако затем целиком отдался литературному творчеству. Литературная деятельность Корнеля-драматурга сыграла выдающуюся роль в становлении французского театрального искусства. Корнель первым во Франции превратил трагедию в средство художественного осмысления больших проблем общенационального значения. Лучшие трагедии Корнеля с той «страшной внутренней силой их пафоса», о которой говорил Белинский, отражали напряжённую политическую борьбу этого времени.

Наибольшего творческого подъёма Корнель достигает в 30 и 40-х годах XVII века. Весьма важной вехой в истории французской литературы была премьера трагикомедии Корнеля «Сид» (1636 г.) — произведения, насыщенного горячим патриотическим чувством. Подвергая в нём критике старые, связанные с феодальным прошлым, родовые и кастовые представления о «долге», Корнель противопоставлял им принцип служения государственному началу, стремление принести благо родной стране. При этом, сурово осуждая антинациональные поступки крупных феодалов, он выдвигал в качестве идеального героя рядового, опирающегося исключительно на свои личные заслуги воина. Весьма смело для своего времени изобразил Корнель и королевскую власть. Он показал монарха в виде человека колеблющегося, вынужденного одновременно считаться с мнением различных общественных лагерей, в том числе и с «народной молвой». В своём поэтически исключительно выразительном и овеянном духом героики произведении Корнель решительно нарушал целый ряд правил, предписывавшихся поэтикой классицизма. Прогрессивные творческие устремления драматурга обеспокоили придворные круги. Аристократическая среда натравливала на писателя враждебных ему прециозных писателей. Начался знаменитый «спор о „Сиде"». Конец ему положило вмешательство кардинала Ришелье. Инспирированное им «Мнение Французской академии о „Сиде"» осуждало писателя и призывало его беспрекословно следовать предписаниям классицистической поэтики.

В следующих своих выдающихся трагедиях — «Гораций» и «Цинна» (обе были поставлены в 1640 г.) Корнель, обращаясь к мотивам римской истории, воспроизводит в трагическом свете конфликт между устремлениями личности и подавлявшей её права монархической государственностью. Вместе с тем он оправдывает победу последней, подчёркивая историческую прогрессивность осуществляемых ею задач, требуя стоического подчинения человека велениям государственного долга.

Со второй половины 40-х годов творческий метод Корнеля претерпевает значительные изменения. Большинство произведений писателя лишается подлинно трагического звучания. Воспроизведение противоречий окружающей действительности становится в них менее глубоким. Корнель остаётся передовым писателем своего времени, но разоблачительная сила и познавательная ценность его произведений по сравнению с предшествующим творческим этапом всё же слабеет.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 244-245.

Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Корде д'Армон, Мария-Анна-Шарлотта де (Corday dArmont)  (1768-1793), правнучка Пьера Корнеля.

Сочинения:

CEuvres, v. 1 - 12, P., 1862-68; в рус. пер.- Избранные трагедии, М.. 1956;

Театр французского классицизма. П. Корнель, Ж. Расин, М., 1970.

Литература:

Батюшков Ф. Д., Корнелиев "Сид", СПБ, 1895;

Балашов Н. И., П. Корнель, М., 1956;

Сигал Н. А., П. Корнель. 1606-1684, Л.- М., 1957;

Klemperer V., P. Corneille, Munch., 1933;

Dort В., P. Corneille dramaturge, [P., 1957];

Des cotes M., Les grands roles du theatre de Corneille..., P., 1962 (имеется библ.).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС