Кобб Джон Босуэл |
|
р. 1925 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джон Босуэл КоббКобб (Cobb) Джон Босуэл (р. 1925) — американский протестантский теолог, один из представителей теологии процесса. В своих работах Кобб показывает неадекватность традиционного представления о боге внутреннему опыту и стилю жизни современного человека. Стремясь сохранить теоцентрическую ориентацию христианской теологии, он считает самой важной ее задачей формулирование новой доктрины бога. Признавая мифологичность языка традиционного христианства и его несовместимость со стилем мышления современного человека, Кобб выступает с программой реинтерпретации, демифологизации христианского мифов с помощью философии процесса А. Уайтхеда, особенно импонирующей Коббу тем, что она определяет бога как космический организм, который непрерывно актуализирует свое бытие из множества никогда до конца не реализуемых возможностей. В определении бога Кобб следует схеме, характерной для всех представителей онтологически-пантеистической традиции в протестантской теологии: стремится найти в повседневном жизненном опыте человека нечто такое, что можно было бы обозначить понятием «бог», т. е. вначале дает экзистенциальное или феноменологическое определение бога, а затем стремится отыскать в самой объективной реальности некоторую основу этого религиозного параметра человеческого опыта, т. е. дать онтологическое определение бога. Самым основным и значимым в опыте человека является «позыв вперед», который Кобб считает правомерным обозначать понятием «бог». Характерная особенность человека — его способность к целеполагающей деятельности. Сущность его жизненного процесса состоит в постоянном стремлении к реализации вновь и вновь возникающих в процессе деятельности возможностей. Мотив, побуждающий человека постоянно стремиться к реализации все новых и новых возможностей, Кобб отождествляет с богом, который, по его мнению, призывает нас быть тем, чем мы, может быть, и не являемся. Что касается онтологического определения бога, то, по Коббу, бог есть не что иное, как «очень специфический вид превращения энергии (energy event), который лежит в основании развития природы и человека». Кобб считает, что мир не существует вне бога и помимо него, но в то же время мир не есть бог или часть бога. Мир находится под влиянием бога, но не определяется им, а вносит новизну и богатство в божественный опыт. Давая панентеистическую трактовку бога, Кобб стремится релятивность бытия бога возвести в абсолют. Такой подход к интерпретации сущности бога переворачивает смысл всех традиционных христианских понятий. Воплощение, полагает Кобб, не ограничивается только одной исторической личностью Иисуса, а является способом и формой выражения божеств, деятельности в мире вообще: бог постоянно воплощает себя в своем непрерывном творении мира, никогда не истощает, не исчерпывает самого себя, постоянно побуждая к действию, к активности природу, историю и прежде всего людей, выражая себя все более и более полно до тех пор, пока созданный им порядок в мире не становится в некотором смысле его «телом». Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 131-132. Далее читайте:Исторические лица США (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |