Харчиков Александр Анатольевич |
|
р. 1949 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Анатольевич ХарчиковХарчиков Александр Анатольевич [21.12.1949, с.Кеньша Никольского р-на Пензенской обл.] — поэт, композитор, певец. Родился в семье служащих; семья переехала в Саранск, где Харчиков закончил среднюю школу. В 1966-1969 служил на флоте. Принимал участие в египетско-израильской войне 1968, был ранен, но остался в строю. После флотской службы учился в Мордовском государственном униеврситете в Саранске, который и окончил в 1974, получив диплом специалиста по промышленной электронике. Работал инженером на ряде предприятий Саранска, Пензенской обл., Ленинграда. В семье Харчикова была богатая библиотека, благодаря которой Харчиков с детства приобрел любовь к классике и исторической литературе. Первые стихи сочинял еще в юности, подражая Высоцкому и Визбору, но профессионально заниматься поэзией и музыкой начал с 1991. События этого года, приведшие к распаду советской сверхдержавы, определили место поэта среди национально-патриотической оппозиции. Напряженная политическая борьба 1990-х, охватившая также и сферу искусства, привела к рождению особого песенного жанра — «песен сопротивления». «В этих песнях звучит боль за горячо любимую Родину, тревога за ее дальнейшую судьбу и надежда на ее возрождение. Эти песни о сильных и мужественных людях, которые в наше смутное время не дрогнули и борются за ее честь и независимость. Эти песни написаны <...> болью русской души на нерве, на вскрике, на всхлипе, на вздохе»,— отмечал А.Ступников в предисловии к первой книге Харчикова. Первые выступления барда состоялись в телевизионной передаче «600 секунд». В дальнейшем Харчиков неоднократно становился победителем Всероссийских конкурсов «Песни русского сопротивления» (1997-2002), лауреатом конкурса «Славься, Отечество» (Москва, 1999), радиоконкурса «Память сердца» (Санкт-Петербург, 1999), побеждал на 4-м и 5-м конкурсах Международного фестиваля военно-патриотической песни «22 июня, ровно в четыре часа\tab » (пос. Рахья Ленинградской обл.). Первый сборник стихов Харчиков, «Песни Сопротивления», вышел в 1998. В дальнейшем последовали сборники «Моя Родина — Советский Союз» (2000), «Россия, Родина, Любовь» (2001), «Я пою для людей, у которых есть воля» (2002). Харчиков — член СП России, профессор Международной Славянской академии, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Живет в С.Петербурге. Много ездит по стране, выступая на митингах и собраниях, в воинских частях, заводских и сельских клубах, в студенческих аудиториях. Поэт-исполнитель неоднократно выступал на петербургском радио в передачах «Андреевский флаг», «Город и горожане», на волнах «Народного радио», радиогазеты «Слово». Но подчеркнутая политическая ангажированность Харчикова закрыла для него путь на телевидение. В одной из своих песен Харчиков признается: «Я пою для людей, у которых есть воля, / У кого не в ломбарде совесть, честь и душа, / Для которых Россия с неласковой долей / Все равно дорога, все равно хороша». Мощная экспрессия, лаконичность художественно-изобразительных средств, черно-белая, без полутонов, палитра передают характерную для стихотворений Харчикова смертельную схватку чести и предательства, отражают противостояние любви и ненависти. «В едином порыве сольются слова: / Россия, любовь и надежда, / Но мщенье святое свершится сперва — / Не мир нам, но меч нужен прежде!» («Размышления в октябре», 1994). Поэтическое творчество Харчикова многообразно. Центральное место в нем занимают произведения, направление которых можно определить как имперский романтизм. В них подчас причудливо соединяются имена святых и диктаторов, образы Древней Руси и СССР: «Нам Сталин — отец, / Нам Родина — мать, / Сестра и подруга — / Советская Власть, / В заступниках — Сергий, / В наставницах — Русь, / Соратник — Советский Союз!» («Нам Сталин — отец...») Мечта лирического героя песни-марша «Ода Империи»: «Последним броском на Юг, / Железным потоком на Запад / Российские танки пойдут/ И дрогнут спесивые Штаты». Цель этого похода, который должен завершиться на берегах Ла-Манша — «взорвать топь мирового болота», «...упразднить безобразия, / Заокеанский ублюдочный сброд / Вышвырнуть вон из Евразии!». В лирике Харчиков выделяется пласт песен геополитической тематики, где олицетворением мирового зла предстает Америка — «хищная держава», которая «греет руки на кровавой драке» («Американскому хаму»). В ставшей широко популярной песне «Карфаген должен быть разрушен» использована — с новыми реалиями — знаменитая речь Катона Старшего в римском Сенате: «...Карфаген — исчадие зла. / Новый Карфаген — Америка. / Это наши слова! <...> Соединенные Штаты — наш стратегический враг. / Это не идеология, а абсолютный факт». В творчестве Харчикова оживают образы, стилистика советских политических песен, стих., лозунгов предвоенных лет и периода Отечественной войны. «Песню защитника Отечества» (1999) с рефреном «Убей американца» Харчиков публикует с авторским комментарием: «Самыми известными плакатами в Отечественную войну были: "Родина-Мать зовет!", "Воин Красной Армии, спаси!" и "Убей немца!" И хотя в то время среди немцев было немало хороших людей, именно слово "немец" ассоциировалось в сознании с образом насильника, убийцы и фашиста — врага. Сегодня другое слово — "американец" вмещает в себя все эти понятия». Наряду с патриотическими песнями, выполненными в намеренно упрощенной, «лозунговой» манере («Моя Родина — Советский Союз», «Черное море — русское море», «Мы еще вернемся, брат», «Реквием-93», «Сталинский марш», «Лукашенко, приди!»), Харчиков является автором многих глубоко лирических произведений. Один из своих магнитоальбомов Харчиков посвятил «Русской женщине». Образцом лирики Харчикова является сборник «Любовь уходит». Ностальгические ноты звучат в исполненных нежности и грусти строках «С фотографии в старом альбоме, / Прежней песнею в сердце звеня, / В подвенечном веселом уборе / Ты с улыбкой глядишь на меня». Боль поэта утишает вспоминание о событии, свидетелем которого он однажды оказался,— венчании лишившегося ног на Чеченской войне солдата и дождавшейся его невесты: «И только любовь в нашем сердце живет / И лечит его и ласкает. / И только любовь никогда не умрет, / Она не предаст, не оставит» («Когда мне бывает порой тяжело...»). Вместе с тем Харчиков отдает дань и острой социальной сатире, доходящей до гротеска, в песнях «Демократ», «Либерализм», «Песенка про иуд», «Пятой колонне», «Жирик», «Президенту банановой республики от гражданина советской страны». Остро и едко поэт высмеивает убогость чувств и мысли, свойственные, по его мнению, «либеральной интеллигенции». Жесткая гражданская позиция поэта приводит его к совершенно определенным, чуждым всякой «политкорректности», выводам: «Либерал — это смерть, либерал — это мор, / Либерал — это голод и арах» («Либералу»), побуждающие к не менее решительным действиям: «Булыжник — оружие пролетариата», «Готовьте списки!», «Гарант, несущий горе и смерть, / За все / России / — ответь!», «К топору!». Не чужд Харчикову и сатиры на представителей «поп-культуры», как, например, в стих. «Бабка Пугачиха». Шуточные песни («Бредятина-отсебятина», «Галиматья»), где русские сказки и анекдоты переплетаются с совр. жизнью страны, содержат непринужденную народную и житейскую мудрость. Два аудиодиска Харчикова посвящены русским офицерам. Военные действия на Северном Кавказе, побудили Харчикова откликнуться песенным сборниками «За что вы гибнете, ребята». Харчиков напоминает о кавказских войнах прошлого. Так, историческая быль «Слушайте, братие...» рассказывает о героической обороне аула Ахты в 1818, когда малочисленный русский отряд сражался с многократно превосходящими силами абреков. Поэт завершает рассказ словами: «Помните, братие, помните пору великих дел. / Не забывайте, русские, прадедов честных своих». Впрочем, основное содержание кавказских песен Харчикова посвящено совр. чеченским войнам. Так, в «Послании в Чечню», написанном в 1995, еще в период первой войны, Харчиков с позиций русского солдата объясняет ее смысл: «Мы вернулись затем, чтоб на месте / Вскрыть дудаевский гнойный нарыв, / Чтоб чеченцу и русскому вместе / Упредить вседержавный разрыв, / Чтобы банда абреков-шакалов / Не терзала чеченский народ, / Чтобы злому шайтану Джохару / Не дурачить его наперед». С другой стороны, вечного позора достойны офицеры, покончившие с собой, отказавшиеся бороться за Отчизну («Найдется ль один, кто из вас вспотрошил / Хоть пару, хоть тройку банкиров, / Кто прежде себя с пистолета прошил / Делягу, заплывшего жиром?») («Офицерам, бесславно ушедшим из жизни в течение года»). Многие из своих произведений Харчиков посвятил памяти героев Великой Отечественной войны («Петергофский десант», «Зоя», «От Любани до Мги», «Ижорский батальон», «Песня о советской пехоте», «Победа»). Эта память побуждает к бескомпромиссным призыву в стихотворении «Пожелания защитнику Родины»: «Нынешних дней очевидец, землю родную любя, / Ты научись ненавидеть, чтоб не утратить себя. / Целься в подонков вернее и — да не дрогнет рука — / Кончатся пули — смелее пользуйся сталью клинка!» Философскому осмыслению происходящего в России посвящены такие песни, как «Разговор с Россией», «Сквозь стоны, гам...», «У России два товарища», «Братья-славяне», сборник «Русский характер». Немало стих, навеяны «черным октябрем» 1993: «Не забывайте этот дым / Над белой крепостью восставших, / Не растопчите крови павших, / Разбрызганной по мостовым». О прошлом страны, ее историческом пути Харчиков размышляет в песнях «Стрельцов вели на плаху», «Рождалась наша Русь в надеждах и печали», «Лежал Восток под нашими ногами», «Воспоминания об ушедшей Победе», «Нам на коленях ползать не пристало». Соединение публицистического начала с сильнейшим эмоциональным зарядом, хрипловатый, порой срывающийся на крик, голос рождают особую энергетику, привлекающую на концерты Харчикова множество слушателей. Музыка Харчикова, без которой трудно оценивать и воспринимать его поэзию, демонстрирует разные музыкальным стили. Харчиков считает себя бардом и действительно наследует традиции русской авторской песни. Но достаточно часто Харчиков использует мотивы народной песни, исторических баллад, былинных сказов, солдатских песен, блатного фольклора. В целом же большинство авторских произведений Харчиков могут быть отнесены именно к жанру «песен русского сопротивления». Харчиков выступает и как публицист, в частности, на страницах газеты «Дуэль»: «Только месть» (1997. №11), «О конкурсах и конкурсе» (2002. №39), «Ищите лидера!» (2004. №7), «Еще раз про любовь» (2004. №47) и др. С.В.Лебедев Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 604-606.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Песни сопротивления. М., 1998; Моя Родина — Советский Союз. М., 2000; Россия, Родина; Любовь. СПб., 2001; Я пою для людей, у которых есть воля... СПб., 2002. Литература:Ступников А. От составителя // Харчиков А. Песни сопротивления. М., 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |