Димитрий Сперовский |
|
1865-1923 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Димитрий (Сперовский)
Димитрий (в миру Сперовский Николай Андреевич), архиеп. Старорусский (18.04.1865— 22.04[5.05].1923), церковный и общественный деятель, председатель Рязанского отдела Союза Русского Народа (СРН), член Совета Монархических Съездов. Родился в Новгородской губ. в семье священника. Окончил Новгородскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1891) со званием кандидата богословия, назначен преподавателем Новгородской ДС. Овдовев, 19 сент. 1893 принял монашество и 3 окт. рукоположен во иеромонаха. В 1894 — инспектор Кутаисской ДС, в 1895 назначен ректором этой семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1897 вернулся в Новгородскую ДС на должность ректора и назначен настоятелем Антониево-Римлянина монастыря. 2 февр. 1903 хиротонисан во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии. С 1 мая 1904 — еп. Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. Здесь владыка Димитрий принимал активное участие в деятельности монархических организаций Одессы. Осенью 1906 он совершил молебен по случаю открытия Одесского Союза Русских Людей (ОСРЛ), после которого произнес речь о значении Самодержавия в истории России. Проанализировав современную политическую ситуацию, владыка изложил политическое кредо монархистов. В настоящее время, говорил он, у России бесчисленное множество врагов. Помимо внешних врагов, «у нас на Руси появилось немало и внутренних, каковы инородцы, иноверцы, всевозможные революционеры, а главным образом жиды, дышащие адскою злобою на Православную Церковь, Самодержавного Царя и русский народ». Нельзя терпеть далее козни врагов, «настало время и нам подняться на защиту дорогого Отечества нашего от угрожающих ему многочисленных врагов. Последние для того, чтобы с успехом бороться с нами и покорить себе русскую землю, соединяются друг с другом и составляют многочисленные сильные партии. То же самое должны сделать и мы, патриоты, если хотим победить врагов и спасти свое Отечество. И мы обязаны сплотиться в тесные союзы, чтобы дружно отражать врагов». Отвергая попытки либералов ограничить власть Царя, он заявлял: «Русский народ создал Самодержавную власть, русский же народ может и отменить ее, а не кучка людей, случайно собравшихся и задумавших перевернуть современный государственный строй». Подчеркивая единство принципов русского устроения, он отмечал: «Самодержавие составляет краеугольный камень русского государства. Но кроме него самыми необходимыми условиями благополучной государственной жизни являются народность, единство и неделимость России. Все эти коренные устои русской жизни получают свою силу и твердость только от Православной веры и под благодатным покровом Святой Церкви Христовой». Он коснулся и вопроса о правильном понимании третьего пункта уваровской триады — что такое народность. Его ответ сводился к популярному в среде монархистов лозунгу «Россия для русских». Владыка заметил, что «только враги России жиды, инородцы, иноверцы и революционеры, да их прихлебатели русские изменники не могут по глупости или по злобе своей намеренно не хотят усвоить этой простой, справедливой и очевидной истины». Однако русские монархисты не должны забывать, что все эти «коренные устои — Самодержавие и Народность, единство и неделимость — будут иметь значение в жизни русского государства только тогда, когда граждане станут отстаивать и соблюдать Православную веру. Ведь Россия выросла и окрепла под сению Святой Православной Церкви. Только в союзе с нею она и может существовать и процветать». В борьбе с врагами России бессмысленно и прямо-таки гибельно уповать на какие-то политические методы, на собственные человеческие силы.«Одни человеческие усилия без помощи Божией не спасут нашей страны от врагов. А Бог нам поможет только тогда, когда мы будем исполнять Его заповеди, когда мы останемся верными сынами Святой Церкви». В заключение еп. Димитрий обратился с призывом: «Православные русские люди! Последуем примеру наших благочестивых предков; будем надеяться не на свои слабые силы, а на Господа Бога, на ходатайство Богоматери и святых угодников русских, небесных покровителей и защитников нашей страны. Останемся навсегда верными сынами Святой Православной Церкви, под благодатной сению которой возросло и укрепилось великое Русское Царство. Будем навсегда преданными слугами нашего Самодержавного Государя, станем строго исполнять весь христианский закон, и тогда Господь помилует нашу родину и спасет нас от всех врагов». Вместе с тем он выступал против бестактного, а порою и просто кощунственного использования Св. Писания некоторыми патриотическими публицистами. 3 дек. 1906 на общем Собрании Одесского СРЛ он прочитал специальный доклад «Святой Библиею нужно пользоваться благоговейно и осторожно. Предостережение ревнителям православной веры и русского дела по поводу статьи генерала М. И. Драгомирова об Иосифе Прекрасном». Статью генерала Драгомирова, напечатанную в мало известной газете «Разведчик», перепечатал в своем «Русском деле» С. Ф. Шарапов. «Горе наше в том, что патриоты, ревнующие о славе Церкви Божией и о благоденствии русского народа, не умеют пользоваться Священным Писанием, — говорил владыка. — Главная ошибка патриотических писателей состоит в том, что они Пятикнижие Моисеево, а также все прочие книги Ветхого Завета иногда смешивают с Талмудом, а современных нам жидов отождествляют с ветхозаветными израильтянами и к последним предъявляют такие же нравственные требования, какие обязательны только для нас, новозаветных последователей пришедшего в мир Христа Спасителя». Он отмечал, что публикация С. Ф. Шараповым статьи генерала Драгомирова — не единичное явление, и приводил в пример некоторые статьи Г.В.Бутми-де-Кацмана, М. О. Меньшикова, а также статью «Евреи-завоеватели» в одесской газете «За Царя и Родину», которая по заказу Одесского отдела СРН была распечатана отдельной брошюрой для народа. Он соглашался с тем, что такие статьи нацелены на то, чтобы «предупредить русских людей о страшной жидовской опасности», что авторы не злонамеренно, а только по неведению допускают кощунство, но воздействие на народное сознание они оказывают весьма опасное.«Бесспорно, что всякий православный русский человек обязан охранять свою Веру, Царя и Отечество, обязан вести упорную борьбу с врагами Веры и Отечества, а в особенности с жидами. Но нельзя бороться с ними чем попало». 25 янв. 1907 еп. Димитрий был переведен на окраину Империи и назначен епископом Сухумским. Отслужив в Закавказье 4,5 года, 25 июля 1911 он был переведен епископом Рязанским и Зарайским. Владыка не изменил своих политических взглядов и не перестал активно участвовать в общественной жизни. В Рязани он стал председателем Рязанского отдела СРН. Помимо общественной деятельности еп. Димитрий не оставлял и научных изысканий. За свои ученые труды он был избран почетным членом Церковно-археологического общества, открытого в 1913 в Новгороде. Участвовал в работе Петроградского совещания (Совещание монархистов 21—23 ноября 1915 в Петрограде), где выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком. Служил благодарственный молебен по закрытии совещания. По итогам Совещания был избран членом руководящего органа монархического движения — Совета Монархических Съездов. Он был одним из двух архиереев в составе Совета, другим был еп. Балахнинский Макарий (Гневушев). В к. 1916 Н. Н Тиханович-Савицкий предлагал включить владыку Димитрия в состав общемонархического Совета, который планировалось избрать на Всероссийском Съезде Русских Людей в 1917. После Февральской революции на еп. Димитрия начались гонения. Уже 13 марта 1917 новые власти Рязани телеграфировали обер-прокурору: «Учитывая всю предшествующую деятельность епископа рязанского Димитрия (Сперовского), стоящего во главе «Союза русского народа», и принимая во внимание его широкую, все время возбуждавшую население агитационную черносотенную пропаганду во время богослужения, Рязанский исполнительный комитет просит принять меры к срочному удалению рязанского епископа Димитрия». Удаление владыки прошло при полной безучастности церковного народа. Он отбыл в Петроград, где 20 марта революционный обер-прокурор В. Н. Львов принудил его подписать прошение об отставке. Указом Синода от 14—17 июня 1917 он был уволен на покой с назначением местопребывания в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии. В 1919—1920 был назначен архиеп. Старорусским, вик. Новгородской епархии. В 1920 был арестован вместе с митр. Новгородским Арсением (Стадницким) по делу «епархиального совета» в Новгороде. Скончался в Новгороде (по др. данным скончался в 1929 в доме своей сестры в родном селе в Новгородской губ.). По оценке митр. Мануила (Лемешевского), «о себе оставил память пастыря доброго, милостивого, добродушного». А. Степанов Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.
Далее читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сочинения:Старинные русские иконостасы. Происхождение их и разбор иконографического содержания. СПб. 1893; Беседы о Церкви Православной и о еретиках. Почаев, 1904; Значение самодержавия в истории России и жизни русского народа. (Из речи, произнесенной пред молебствием по случаю открытия Одесского Союза Русских Людей). Одесса, 1906; Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. Тайна благочестия и тайна беззакония. Одесса, 1906; Святой Библиею нужно пользоваться благоговейно и осторожно. Предостережение ревнителям православной веры и русского дела по поводу статьи ген. М. И. Драгомирова об Иосифе Прекрасном. Читано 3 дек. 1906 на общем Собрании Одесского Союза Русских Людей. Одесса, 1907; О Церкви Православной и о еретиках. (Из поучений Димитрия, епископа Сухумского). 11 бесед. Одесса, 1910; Циркуляр к подведомственному духовенству (об обращении евреев в лоно Православной Церкви) // Известия Казанской епархии. 1912. № 17. Литература:Бовкало А. А, Здравомыслов К.Я. Биографический словарь иерархов русской православной церкви с введения на Руси христианства до 1918 года // «Христианское чтение». 1998. № 16; На пути к Поместному Собору (февраль — август 1917 года) // Сайт Российского объединения исследователей религии / http://www.rusoir.ru/; Совещание монархистов 21—23 но-ября 1915 года в Петрограде. Постановления и краткий отчет. М., 1915; Степанов А. Димитрий (Сперовский Николай) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 3. Erlangen, 1984.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |